Ночью 4 ноября в Самаре была задержана гражданка Великобритании, сотрудница Университета Эксетера Кэтрин Оуэн и житель Клявлинского района Максим Чернов. Причиной задержания стала расклейка листовок, призывающих к бойкоту «Русского марша», который состоялся 4 ноября с 11:00 до 13:30.

Кэтрин Оуэн была задержана на улице Юных Пионеров в два часа ночи. После десятичасового допроса, социолог была отпущена, на неё составлен протокол об административном правонарушении.

Эту новость для портала Засекин.Ру прокомментировала старший научный сотрудник Института социологии РАН Ирина Тартаковская.

- Как вы думаете, оправдано ли задержание Кэтрин Оуэн?

- Это зависит от того, является ли расклеивание листовок противозаконным? А это зависит от содержания листовок. Я её не видела, но поскольку она призывает что-либо бойкотировать, то ничего противоречащего закону я тут не вижу. Это не призыв к массовым беспорядкам или насилию. Есть какие-то административные нормы, которые не позволяют расклеивать листовки вообще в каких-то местах, но они предполагают небольшой штраф и только.

И мне непонятно, зачем Кэтрин Оуэн десять часов допрашивали. Видимо, наличие у неё иностранного гражданства создало соблазн устроить из этого инцидента историю про некое влияние западных сил на политическую деятельность в России. Наверное, надеялись таким смешным способом выйти на страшные западные спецслужбы. Наивная, в общем-то, затея.

- Этот инцидент как-то отразится на взаимоотношении российских и английских социологов?

- Не думаю. Взаимоотношения социологов строятся, по большей части, вокруг профессионального общения, а не вокруг их положения относительного того или иного политического режима.

- Кэтрин Оуэн расклеивала листовки в рамках своих исследований, используя метод включённого наблюдения. На ваш взгляд, она не нарушила некоторые этические нормы, связанные с этим методом?

- Если социолог не делает ничего противозаконного, то включённое наблюдение вполне допускает, что он непосредственно участвует в процессе. В этом, на мой взгляд, ничего аморального нет. Тут у социологов очень простые правила, такие же, как и у всех остальных, и они регулируются законом.