Десять лет назад завершились штурм Театрального центра на Дубровке в Москве и освобождение выживших заложников — зрителей и артистов мюзикла «Норд-Ост». «Чеченские террористы» во главе с Мовсаром Бараевым в течение трех дней удерживали 916 зрителей и артистов, в том числе детей и пожилых людей. В результате операции с участием спецподразделений ФСБ и использованием «неизвестного» газа в общей сложности погибли 174 (по данным общественной организации «Норд-Ост) человека. Были уничтожены и все террористы.
Эта трагедия так по-настоящему и не была расследована. Не было судебного процесса. Траурные мероприятия 23—26 октября проходят практически только в Москве. Никаких общероссийских акций памяти страшной трагедии в стране не проводится.
Своими соображениями о том, почему общество забывает о страшных трагедиях, с порталом Засекин.Ру поделился президент «Фонда социальных исследований» Владимир Звоновский.
- Как Вы думаете, почему не проходит никаких массовых акций памяти о «Норд-Осте»?
- Проходят какие-то акции. Из Москвы сообщают, что там что-то такое происходит.
- Но это акции единичные, точечные. Почему нет акций памяти, которые объединяли бы всю страну? Почему такие акции не инициированы властями?
- В нашей стране это невозможно. Если Вы помните, даже с Бесланом такого не было. Хотя там были дети, и дети должны были в объединять общество в большей степени.
- Почему это невозможно?
- Общество к этому не готово. Просто, не готово. Для этого нужно иметь соответствующее воспитание, соответствующие опыт и практики. В советское время были массовые праздники, отмечали радостные события. Но отсутствовали какие-либо траурные, памятные события. Поэтому ни у кого нет навыков поминовения.
- Как общество реагирует на памятную дату? Люди помнят о случившемся десять лет назад?
- Люди, которые были в тот день в Театральном центре, они вспоминают. А так, общество не сохраняет это событие в памяти и этот день для себя не обозначает как траурный, печальный.