Ровно десять лет назад, 26 октября 2002 года, завершился штурм Театрального центра на Дубровке в Москве и освобождение выживших заложников — зрителей и артистов мюзикла «Норд-Ост» по роману Вениамина Каверина «Два капитана». «Чеченские террористы» во главе с Мовсаром Бараевым в течение трех дней удерживали 916 человек, в том числе детей и пожилых людей. В результате операции с участием спецподразделений ФСБ и использованием «неизвестного» газа в общей сложности погибли 174 (по данным общественной организации «Норд-Ост) заложника. Были уничтожены и все террористы.
К сожалению, эта трагедия так по-настоящему так и не была расследована. Не было судебного процесса. Уничтожение всех террористов позволило скрыть причины и обстоятельства потрясшего весь мир преступления и действий государственных и силовых органов. Не была даже создана парламентская комиссия.
Стоит с горечью заметить, что траурные мероприятия 23—26 октября проходят практически только в Москве и весьма скромно, напоминая скорее частную инициативу оставшихся в живых бывших заложников, родных и близких жертв теракта и спецоперации, а также ряда правозащитников.
Никаких общероссийских акций памяти страшной трагедии в стране не проводится. В Самаре в эти три октябрьских дня лишь несколько электронных СМИ вспомнили о десятой годовщине катастрофы «Норд-Оста».
За комментарием портал Засекин.Ру обратился к руководителю общественной организации в защиту прав избирателей «Голос» Людмиле Кузьминой.
- Как вы думаете, почему на официальном уровне не проводится никаких траурных акций?
- Равно, как и нет никаких траурных акций по поводу смерти людей при затоплении подводной лодки «Курск». Это происходит, я думаю, потому что власть не хочет, не любит вспоминать свои промахи, а, может, и преступления. Потому что, конечно, при штурме Театрального центра могли обойтись без газа. Могли вести переговоры… Но наш лидер ни с кем не любит вести переговоров, и заложниками становятся обыкновенные граждане России.
Террористы установлены и посчитаны. Но их почему-то забывают превентивно поймать. И нет на НТВ разоблачительных фильмов, нет прослушек разговоров террористов, нет ничего. Власть, очевидно, не хочет вспоминать, где она сделала промах, когда заложниками своих «простых» решений сделала обыкновенных граждан. Они – не в счёт. Их будто нет.
- А неофициально? Почему акции не устраивает само общество?
- Для того чтобы общество самоорганизовывалось, оно должно быть свободным. А общество несвободно. Оно запугано государственными органами. Оно запугано репрессивными законами, которые штампует государственная дума. Из-за этого ничего нельзя сказать. Если ты сказал о промахе власти, ты становишься оппозиционером.
Кроме того, сегодня день памяти. Люди собирались в Москве на этом месте. Люди, пострадавшие тогда, объединились, судятся. То есть мы не можем сказать, что общественность совсем бездействует. Но власть не слышит. Власть не хочет слушать.