Совет по межнациональным отношениям при президенте России представил проект Стратегии государственной национальной политики в России. Он потребует от чиновников «обеспечить равенство граждан перед законом и судом» и «открытость и непредвзятость рассмотрения ситуаций, связанных с межнациональными конфликтами» независимо от национальности конфликтующих сторон. Помимо этого, Стратегия установит ответственность органов региональной власти «за динамику состояния межнациональных отношений», а также ответственность руководителей всех уровней «за действия или бездействие, провоцирующие межнациональную рознь и конфликты».
Депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев по просьбе портала Засекин.Ру оценил актуальность создания Стратегии национальной политики.
- На Ваш взгляд, необходима ли такая стратегия сегодня?
- Национальная проблема в России есть. Но я бы сформулировал её как русский вопрос, а не как ущемление прав каких-то иных национальностей. Поэтому под национализмом в контексте современной государственной политики следует понимать предоставление различных привилегий, в том числе по освобождению от ответственности за совершаемое преступление или правонарушение лицам с юга России. Если этот документ приведёт к реальному равноправию национальностей в стране, без трепетного отношения к лицам с Кавказа, то его можно приветствовать. В остальном, на мой взгляд, центральная власть проводит последовательную антирусскую политику, провоцируя этим разрушение межнационального мира, который всегда был в России. Вся история России доказывает, что русский народ – самый терпимый, миролюбивый и дружески настроенный по отношению к лицам других национальностей.
286 статья, направленная на то, чтобы пресекать попытки русских защищаться от зачастую наглого поведения гостей, на мой взгляд, один из основных показателей политики нынешнего российского руководства.
- Вы сказали об «антирусской политике» нашего руководства. С чем связана такая политика?
- Я могу только предположить, что она связана с отсутствием в руководстве страны национально-ориентированных лидеров. Я подразумеваю под фразой «национально-ориентированные» американское её понимание, когда нацией являются граждане, люди, которые составляют основу нынешней государственности, а не лица конкретной национальности.
Чечня является субъектом федерации, в котором не существуют нормы федерального законодательства и Конституции во многих подходах, которые там демонстрируются. Президент Чечни может принимать, возможно, правильные для своего народа решения, но которые не основываются на федеральном законодательстве. При этом уровень бюджетной обеспеченности республик Северного Кавказа выше, например, Самарской области. Кроме того, все видят, как рассматриваются уголовные дела по конфликтам русских и кавказцев. Как правило, конфликт со стороны русских объясняется межнациональной неприязнью, а конфликт со стороны кавказцев – бытовыми причинами.
Постоянное подчёркивание многонациональности и многоконфессиональности нашей страны, как правило, понимается в таком контексте: русским, составляющим более 80% населения, предлагается игнорировать факт их глобального большинства в стране. Притеснение тех, кто находится в большинстве, опасно для самой власти.
Я хочу подчеркнуть, что не стоит принимать некие решения, исходя из национального фактора. Для меня люди всех национальностей равны. Когда дело касается общежития национальностей, то надо проводить политику деликатную и так, чтобы она устроила большинство. А большинство в нашей стране – русские.