Как сообщают сегодня «Ведомости», российским властям предстоит ответить на два вопроса: было ли нарушено право Мумолина на свободу слова и до какой степени государство вправе устанавливать ограничения, связанные с должностными обязанностями полицейского?

Майор милиции Алексей Мумолин в 2009 году разместил на YouTube видеоролик, в котором рассказал о действующей в органах внутренних дел «палочной» системе, о том, что от участковых требуют обеспечить по 15 административных и три уголовных дела в месяц. После этого Мумолину было объявлено о неполном служебном соответствии, а когда он пожаловался на это газете «Тольяттинское обозрение», то получил строгий выговор. В знак протеста Мумолин провёл в Тольятти одиночный пикет, за что был уволен из органов МВД. Суды общей юрисдикции заняли сторону работодателя, ссылаясь на то, что закон «О милиции» (ныне «О полиции») запрещает сотрудникам правоохранительных органов публичные высказывания о деятельности государственных органов и их руководителей, если это не входит в их должностные обязанности. Однако Конституционный суд признал за полицейскими и чиновниками право публично выражать своё мнение, «если оно соответствует общественным интересам, а мотивом выступления не является обида или достижение личных целей».

По словам адвоката Ильнура Шарапова, представляющего бывшего участкового в ЕСПЧ, жалоба Мумолина по-прежнему актуальна. Дисциплинарные взыскания с него не сняли, на службе не восстановили, фактически решение Конституционного суда проигнорировали.

«Насколько известно, это первая жалоба в ЕСПЧ на запрет критики от российского полицейского, но ранее суд сформулировал позицию по обращению бывшей судьи Мосгорсуда Ольги Кудешкиной, уволенной за критику судебной системы. Право на выражение собственного мнения важнее сохранения авторитета судебной власти, указал тогда Страсбург», - цитируют «Ведомости» слова Шарапова.

Представитель ГУ МВД по Самарской области от комментариев изданию воздержался. Один из сослуживцев Мумолина считает, что «он вёл себя в той ситуации неправильно» и был уволен в соответствии с законодательством, хотя и заявлял о реальных проблемах.