Самарские областные министерства разрабатывают критерии эффективности собственной работы. Новые критерии потребовались для того, чтобы рассчитать оплату труда самарских областных и городских чиновников. Предполагается, что новая система оплаты труда самарских чиновников вступит в силу с 2013 года, но опробована должна быть уже в четвертом квартале этого. Николай Меркушкин заявлял ранее, что самарские чиновники получают слишком много, и отметил, что с будущего года зарплата государственных служащих должна исходить непосредственно из результатов их работы.

Инициативу областных властей прокомментировал для портала Засекин.Ру депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев.

— Инициатива областных властей вызывает массу вопросов, ответить на которые весьма проблематично. Потому что мы живём не в демократическом государстве, а в некоем постсоветском, полукапиталистическом, полуфеодальном режиме административно-командной системы, где многие решения принимаются, как принято говорить, политически. Поэтому мне не совсем понятно, каким образом может определяться эффективность чиновников. Эффективность работы что чиновников, что депутатов, что исполнительных органов в нашей ситуации фактически назначаема. Поэтому, на мой взгляд, конечно, можно определять эффективность работы подчинённых, но, поскольку их решение диктуется зачастую руководством, будь это губернатор или министры, то, наверное, можно говорить только об эффективности работы самого губернатора и определять её по конечному результату через оценку жителями области.

Посмотрим на эффективность на примере депутатского корпуса. Допустим, для определения эффективности депутатов можно взять законотворческую деятельность как критерий. Принятие нужных людям законов — основной профиль депутата. Можно до бесконечности разрабатывать отличные законы, чем лично я и занимаюсь уже на протяжении шести лет в губернской думе. Но, когда дело доходит до принятия, можно услышать примерно следующее: «Не время ещё для этого закона», или его просто отклонят, потому что он не выгоден власти. Поэтому для меня неясно, как будут определять эффективность депутата? Судить по количеству принятых законов было бы просто смешно — принятие закона зависит от самого депутата на одну двадцать шестую часть (количество голосов, необходимых для принятия закона - прим. ред.). Ну, положим, разработал ты замечательный закон. А его, положим, не приняли. Возникает вопрос: ты эффективный депутат? А если нет, то почему? Потому, что не умеешь размножаться почкованием до 26 раз?

Не хочу обвинять Меркушкина в том, что он этого не понимает. Не работал с ним как с губернатором и не знаю пока принципов его работы. Возможно, он совсем иначе работает, чем предыдущие наши губернаторы и не навязывает своего мнения Думе и министрам. Но у нас не мало было таких случаев раньше, когда выносился бюджет, разработанный Правительством, на заседание Губернской Думы. И начинались у депутатов вопросы по сомнительным расходам: «Ребята, а вот эти деньги зачем сюда?». Ту же «Корпорацию развития Самарской области» вспомнить. Ну, недоумевал депутатский корпус, даже, что уже само по себе о многом говорит, депутаты от «Единой России», зачем на неё выделяются очередные пятьсот миллионов рублей из областного бюджета? Пусть недоумевают. Команда сверху: надо выделить!  В итоге депутаты берут под козырёк, и принимают решение принять бюджет так, как просит Правительство. А потом выясняется, что расходование средств неэффективное. Другой пример. В Думе прошлого созыва я работал в комитете по промышленности. И мы очень долго и упорно бились против непрозрачных многомиллионных затрат на строительство самарского технопарка, который должны были построить в районе Сорокиных хуторов. Там было огромное количество вопросов, начиная с главного: «А где, собственно, те инвесторы, которые якобы готовы вложить миллиарды рублей в проект, если мы за счёт областного бюджета там создадим инфраструктуру»? Несмотря на вопросы депутатов, в конечном счёте это решение продавило Правительство области, а депутатский корпус послушно, за редким исключением  проголосовал, в основном, в силу своей партийной включённости. Результат всего этого может видеть каждый, кто проезжает ныне мимо Сорокиных хуторов - там "не валялся конь". Сотни миллионов рублей закопаны в никуда. И таких проектов было множество.

Вот пример: власть неэффективно израсходовала огромные бюджетные средства. Значит, можно ставить оценку деятельности депутатского корпуса и министерств. Но как это произошло? Разве из-за того, что депутаты или министры глупы? А может — да так оно и есть — из-за того, что губернатор или кто-то, стоящий за губернатором, сказал: «Вот сюда надо денег перечислить. Надо, слышишь?».  Помню один характерный случай. В самый разгар финансового кризиса в 2008 году сняли около 70% денег с обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. В тот же момент увеличили финансирование реконструкции особняка в Москве, здания представительства области. Я выступал тогда на заседании против этого. Мне фактически заткнули рот. Вопрос был решён голосованием. Я как отдельно взятый депутат призывал эффективно расходовать бюджетные средства, но в целом дума сработала неэффективно. Почему же так? Не думаю, что так произошло потому, что депутаты не понимали, что делали. Но совершенно очевидно, что просто поступила команда сверху распределить таким образом бюджет. Поэтому, если Николай Меркушкин предоставляет своим министрам полную свободу, то есть если они сами принимают решение и сами же отвечают за результат, то можно разрабатывать какие-то критерии эффективности работы. А оценивать эффективность чиновника, который сам не принимает решения - абсурд. Не стоит вешать на него собак — он их не выпускал.

Исходя из всего вышесказанного, оценить инициативу областных властей очень сложно. Потому что в целом в России сложилась такая ситуация, при которой все решения принимаются наверху, а внизу только послушно выполняются. В таких условиях об эффективности работы лично чиновников или депутатов говорить не приходится. У нас вся власть, а значит и ответственность сконцентрирована в одних руках. Путин, губернатор, председатель регполитсовета партии власти - вот эти люди за всё и отвечают.