Председатель облизбиркома Вадим Михеев впервые признал наличие непомерного административного ресурса в ходе выборных кампаний в Самарской области. Однако он отказался считать «административное давление» нарушением законодательства и заявил, что члены ЦИК приезжали в губернию не с проверкой или ревизией, а для ознакомления с ситуацией. Сразу после вчерашней пресс-конференции Вадима Михеева облизбирком собрался на заседание, на котором было принято постановление «О мерах по преодолению негативных тенденций, которые могут отрицательно отразиться на легитимности избирательных кампаний, назначенных на 18 сентября 2016 года, и дестабилизировать общественно-политическую ситуацию на территории Самарской области». В этом документе фактически признаётся активное злоупотребление административным ресурсом на территории губернии, но при этом практически отсутствуют словосочетание «нарушения избирательного законодательства» и фамилия губернатора Самарской области.

Зато в приложении к постановлению облизбиркома, также опубликованному на сайте комиссии, её член с правом решающего голоса Валерий Маханёк напрямую связывает доминирующую и неприкрытую роль административного ресурса с губернатором Николаем Меркушкиным. Представитель ЛДПР утверждает, что «попытки губернатора вести предвыборную агитацию от собственного имени искажают суть института выборов».

 Валерий Маханёк, член Избирательной комиссии Самарской области с правом решающего голоса:

- Выборы, проводимые на территории Самарской области, начиная с 2011 года, проходят с применением значительного спектра технологий, влияющих на их легитимность и снижающих степень доверия участников выборов и населения к итогам голосования. К числу проявлений подобных технологий можно отнести прямое участие губернатора Самарской области, должностных лиц Правительства Самарской области и органов местного самоуправления в предвыборной агитации одной из политических партий, использование трудовых ресурсов работников бюджетной сферы при проведении предвыборной агитации, косвенный подкуп избирателей, необоснованное увеличение тиражей муниципальных и государственных периодических печатных изданий, включая печать «спецвыпусков», проведение агитационно-массовых мероприятий под видом «встреч губернатора», организация массового управляемого досрочного голосования, скрытое финансирование избирательных кампаний отдельных партий и кандидатов за счет бюджетных средств, необоснованное предоставление государственного имущества в пользование одной из политических партий.

1. С момента вступления в должность Губернатора Самарской области в мае 2012 года Н.И.Меркушкин стал главным действующим лицом всех избирательных кампаний на территории региона. Образ губернатора постоянно эксплуатируется в агитационных материалах партии «Единая Россия». Несмотря на ограничения, вводимые п. 4 и 5 ст. 40 Федерального Закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Н.И.Меркушкин принимает непосредственное участие в агитации, организации и проведении агитационных встреч с населением, вручения подарков и поздравлений в рамках данных мероприятий.

Попытки губернатора вести предвыборную агитацию от собственного имени искажают суть института выборов, который в последние годы приобретает черты санкционирующего голосования, или референдумов по одобрению деятельности высшего должностного лица, а не собственно выборов депутатов представительных и законодательных органов.

С 2014 года зафиксировано массовое привлечение работников бюджетной сферы, муниципальных и государственных служащих для проведения предвыборной агитации партии «Единая Россия» и ее кандидатов. В свободное от работы время данным лицам даются поручения по проведению опросов населения, анкетирования, распространения агитационных-печатных материалов и «спецвыпусков» СМИ. Также в обязанности бюджетников входит обеспечение электоральной явки в день голосования. Общее руководство осуществляют руководители бюджетных учреждений. Участие в агитации часто не является добровольным и проходит под угрозой увольнения или применения санкций со стороны руководства учреждений.

Проведение агитационной работы руками бюджетников создает необоснованное конкурентное преимущество одной политической партии. Порочная практика использования бесплатного труда противоречит конституционным принципам нашей страны и общим понятиям о правах человека.

3. Особой разновидностью подкупа избирателей в Самарской области является так называемый «капремонт за явку». Эта технология заключается в том, что представители органов власти, депутаты и кандидаты, при проведении встреч с избирателями открыто говорят о том, что многоквартирные дома, где явка на голосование составит 80-90% и выше, смогут претендовать на проведение дополнительного, сверхсрочного капитального ремонта или работ по благоустройству территории. Таким образом, стимулируется не только активность избирателей, но и голосование за определенную партию и кандидата, от представителей которых исходит столь многообещающее предложение. Факт подкупа избирателей обещанием «капремонта за явку» подтвержден документально. Данная технология массово применялась не только в 2014, но и в 2015 году – по всей территории Самарской области, где происходили выборы депутатов органов МСУ.

Кроме того, в последние годы стало практикой праздновать дни городов и муниципальных районов накануне или в день голосования. При этом на избирательных участках  осуществляется раздача приглашений на праздничный концерт: проголосовал правильно - получи билет на мероприятие. В 2015 году, день голосования по выборам депутатов районных советов внутригородских районов г.о. Самара 13 сентября совпал с празднованием 429-й годовщины основания города – раздача приглашений на праздник производилась на избирательных участках в течение дня голосования. Примечательно, что до 2014 года «день города» в Самаре отмечали в последнее воскресенье мая, а начиная с того года – в сентябре. Также в 2014 году праздник проводили дважды: в мае и 14 сентября – в день досрочных выборов губернатора Самарской области. Естественно на празднике велась неприкрытая агитация за одного из кандидатов.

Используются и другие формы подкупа избирателей, например, в 2015 году жителям г.о. Чапаевск предлагали абонемент на бесплатное посещение бани за голосование.

Прямой и косвенный подкуп избирателей в 2013-2015 гг. стал неотъемлемой частью проведения выборов на территории Самарской области. Должностные лица и органы власти ставят в прямую зависимость исполнение своих функций от степени участия избирателей и итогов голосования. Известное выражение Губернатора: «Люди, не голосовавшие за власть, не вправе ничего требовать от нее» - лучшим образом характеризует ситуацию с взаимоотношениями власти и общества в нашем регионе.

4. В период избирательных кампаний происходит необоснованное увеличение тиражей муниципальных и государственных печатных средств массовой информации. Так стандартный тираж официального печатного органа Правительства Самарской области – газеты «Волжская коммуна» составляет 14-66 тыс. экз., в зависимости от дня выхода. Но 4 мая 2016 года был отпечатан номер тиражом 950 тыс. экз. (который отсутствует на сайте газеты), им редакция своеобразно отметила 4-ю годовщину губернаторства Н.И. Меркушкина. Нет сомнений, что это будет продолжаться и в предвыборный период.

Другая газета – официальное издание Думы и администрации г.о. Самара «Самарская газета» имеет стандартный тираж от 14 до 35 тысяч экз. Но в период избирательной кампании 2015 года было выпущено несколько спецвыпусков для каждого из внутригородских районов Самары, чей тираж достигал более 250 тысяч.

Содержание спецвыпусков обоих изданий носит совершенно очевидный агитационный характер, но не вызывает адекватных мер реагирования со стороны Роскомнадзора и Избирательной комиссии Самарской области.

Аналогичная картина складывается и на каналах теле- и радиовещания (ГТРК Самара, Губерния, Самара-ГИС и др.).

Таким образом, информационное поле Самарской области выглядит совершенно искаженным и препятствует созданию равных условий для работы кандидатов и политических партий. Кроме того, налицо нарушения требований законодательства о порядке проведения предвыборной агитации в СМИ.

5. Органы власти Самарской области создают необоснованное конкурентное преимущество партии «Единая Россия» путем передачи государственного имущества в пользование политической партии. Так для проведения так называемого «предварительного голосования» или «праймериз» Министерство имущественных отношений Самарской области и Избирательная комиссия Самарской области передали «Единой России» безвозмездно оборудование УИК (кабины, урны для голосования, сейфы). На сходных условиях партии были предоставлены помещения для проведения предварительного голосования, большинство из которых находятся в зданиях школ, государственных и бюджетных учреждений.

Следует отметить, что праймериз широко освещались в СМИ региона, в их организации принимали участие должностные лица, включая губернатора. Очевидно, что современное законодательство не регулирует в полной мере отношения, возникающие на предшествующем официальному объявлению выборов этапе. Требуется внести необходимые изменения, с тем, чтобы любые публичные действия политических партий, связанные с непосредственным определением кандидатов и формированием списков, происходили на равных основаниях и только в период с момента официального опубликования решения о назначении соответствующих выборов.

6. Ряд территориальных избирательных комиссий Самарской области представляет собой организованные группы по фальсификации итогов голосования. Сказанное касается ТИК города Сызрань и ТИК Железнодорожного района г. Самары.

(Полный текст Приложения к постановлению Избирательной комиссии Самарской области от 7 июля 2016 г. № 221/1708-5 опубликован здесь)