Компания «Новатэк» самарского бизнесмена Леонида Михельсона попала в десятку крупнейших компаний мира по уровню доходности для акционеров. Такой рейтинг опубликовал The Boston Consulting Group.

Индекс компаний рассчитывался с опорой на прирост капитализации дивидендной доходности с 2007 по 2011 годы. Капитализация «Новатэк» удвоилась за пять лет до 38 млрд долл. Среднегодовая рентабельность инвестиций акционеров компании составила 20,8%.
«Новатэк» разместился на девятой строчке рейтинга и стал первой российской компанией, которая попала в рейтинг BCG, публикуемый уже 14 лет. В первой тройке оказались высокотехнологичные компании: китайские Baidu (59,5%) и Tencent (41,8%) и американская Apple (36,7%). К слову, среди нефтегазовых компаний с капитализацией не менее 15 млрд долл., «Новатэк» занял второе место, уступив лишь британской Tullow Oil.

В рейтинге участвовали компании, акции которых как минимум пять лет торгуются на бирже, а число бумаг в свободном обращении составляет не менее 25%.

Директор консалтинговой компании S.D.A.-Group Дмитрий Яровой прокомментировал порталу Засекин.Ру эту новость.

- Что это даёт региону?

- Области это ничего не даёт. Это значит, что фиксируются определённые достаточно интересные преступления в лиге НДФЛ по месту жительства лиц. Если лица, являющиеся акционерами, которые получают дивиденды, проживают в Самарской области, они платят 9% с дивидендов. Это значит, что бюджет пополняется за их счёт. Если они проживают не здесь, соответственно, платят налог по месту жительства.

К сожалению, у нас единицы обеспеченных компаний, остальные «подгнивают», нет однородной массы. Это признак того, что у нас ещё плохо в плане инвестиционного климата.

- На Ваш взгляд, с чем связано «возвышение» одних компаний над другими?

- Одни имеют доступ к определённым ресурсам, а другие – нет. Есть ещё понятие «олигархия» – власть немногих. Это у нас и происходит.

- Вы знаете, как обстоят дела в других странах?

- Я бывал по работе в Китае, США и на Кубе и могу сказать, что в штатах и Китае значительно однороднее масса – основная часть живёт одинаково. Сильной «выделенности» компаний нет, например, в Китае, если они не государственные, так как государственные имеют преимущество. В штатах, наоборот, преимущество отдаётся частному бизнесу, который более однороден и у него больше преимуществ в сравнении с государственными компаниями. Но за счёт этого, за счёт свободной конкуренции, компании, находящиеся в одном и том же секторе и занимающиеся одними и теми же видами работ, примерно одинаково живут. Всё зависит только от уровня специалистов. По сути, там идёт торговля специалистами.

- На Ваш взгляд, что нужно для того, чтобы структура бизнеса в России стала похожей на китайскую или американскую?

- Это революционный путь. Нужно менять либо сознание, либо политическую структуру страны.

- Какая система Вам нравится больше?

- Мне, как обывателю, который взаимодействует с хозяйствующими субъектами, предпочтительнее структура штатов. Хотя в Китае я не почувствовал большого давления политики в экономике в отношениях между хозяйствующими субъектами. В отличие от России, где, я считаю, сильно вмешательство государства в экономику, причём в интересах одних субъектов против других.