13 сентября, в Мировом суде Промышленного района Самары началось заседание по делу журналиста газеты «Гражданский голос» Александра Молокова. Он обвиняется по ст.5.6 КоАП РФ (нарушение прав члена избирательной комиссии).
Александр Молоков участвовал в выборах президента 4 марта 2012 года как наблюдатель от СМИ. В этот день, примерно в 18:00, он прибыл на участок № 610 Промышленного района. Двери участка закрылись для подсчёта голосов в 20:00, но уже примерно в 20:0з к Александру Молокову подошёл майор полиции и попросил покинуть помещение. По словам наблюдателя, полицейский не представился, документов не предъявил, а выгонял наблюдателя «по личному распоряжению председателя комиссии». После препирательств журналист покинул участок, но сразу же составил жалобу в ТИК. Протокола о том, что он выгнан с участка, Александр Молоков не получал, голосования о его удалении не проводилось.
В ТИКе жалобу наблюдателя долго отказывались принимать. «В итоге потом выяснилось, что они не занесли её в реестр жалоб», - поделился Молоков с Засекин.Ру.
По данному инциденту, а также ещё по 27-ми журналистам, с которыми приключалась та же история, руководитель самарской региональной общественной организации «В защиту прав избирателей «ГОЛОС» Людмила Кузьмина и Уполномоченный по правам человека в области Ирина Скупова обратились в Генеральную прокуратуру. Итогом стала бумага от областного прокурора Мурата Кабалоева, в которой обращается внимание на административное правонарушение членов УИК. Тем не менее, за проверку взялся отдел по борьбе с экстремизмом, и административное правонарушение теперь вменяется Молокову, а также ещё пятерым наблюдателям от «ГОЛОСа». Кроме того, на нескольких наблюдателей заведены уголовные дела.
Согласно документам, вина Александра Молокова заключается в том, что он «незаконно и с пристрастием изучал документы УИК».
Сейчас дело рассматривается мировым судьёй Татьяной Бесединой. Заседание отложено до 19 сентября.
Главный редактор газеты «Гражданский голос», руководитель самарской региональной общественной организации «В защиту прав избирателей «ГОЛОС» Людмила Кузьмина рассказала порталу Засекин.Ру о том, как она видит сложившуюся ситуацию.
- Как Вы можете прокомментировать то, что жалоба против членов УИК обернулась административными и уголовными делами в отношении наблюдателей?
- Мы направляли жалобу на неправомерные действия председателей избирательных комиссий, потому что они незаконно без сформулированного законодательно решения удаляли наших корреспондентов в прокуратуру и уполномоченному по правам человека. Уполномоченный по правам человека направила мою жалобу в Следственный комитет. В результате, наших корреспондентов куда только не вызывали – и в Следственный комитет, и в центр «Э» и к участковым на беседы. В центре «Э» на беседах я присутствовала и узнавала, почему полицейские беседуют только с корреспондентами, а не вызывают на опросы председателей участковых комиссий и тех сотрудников полиции, на которых я указывала в своей жалобе.
Произошло обратное – оказались виноваты корреспонденты. Вначале против Александра Молокова хотели возбудить уголовное дело, однако прокуратура отказала за неимением доказательств. Тогда в мировой суд Промышленного района было направлено административное дело, но суд отказал в делопроизводстве, так как не было оснований – отсутствовал протокол о правонарушении. Знаете, через две недели этот протокол появился. Он написан задним числом по подсказке полиции. Этот протокол почему-то озаглавлен №1. Молокова удаляли ближе к 20:00. Не может первый протокол быть составлен в конце рабочего дня комиссии – протокол №1 появляется с заседания комиссии об открытии избирательного участка. Кроме того, в протоколе указано, что Молоков «наблюдал пристрастно». Нет в административном кодексе нарушения, связанного с пристрастным наблюдением и, как они пишут, «попыткой» изучать документы комиссии.
Я считаю, что полиция и участковые комиссии превратили одним росчерком пера человека в преступника. Они сами являются нарушителями закона РФ и фальсификаторами. Я это дело не оставлю.
- Зачем полицейским, на Ваш взгляд, «покрывать» председателей УИКов? Ведь уже создан прецедент в Москве, когда были отменены результаты выборов на двух участках. Они же, всё равно, якобы не влияют на общий результат.
- В случае Молокова и ещё нескольких наблюдателей у меня в жалобе указано, что полиция по устному указанию выводила наблюдателей с участка. В данном случае, полиция превышала свои должностные полномочия. У неё не было обязанности слушать председателя и выполнять её указания.
Я думаю, что это месть. Молокова выводил с участка высокий чин полиции. Я просила установить фамилию в это время дежуривших полицейских и принять меры административного воздействия.
- То есть, своих они не сдают?
- Они даже не то, что не сдают. Здесь ситуация такая – вы на нас подали жалобу? Получайте! Я думаю, у полицейских были указания сверху и они должны были выполнить важное государственное задание – прикрыть фальсификации.