Председатель независимого профсоюза АвтоВАЗа «Единство» Пётр Золотарёв рассказал порталу Засекин.Ру о том, как контроль Renault-Nissan над заводом отразится на работе трудового коллектива.

- Renault-Nissan и «Ростехнологии» создали совместное предприятие для контроля над АвтоВАЗом. Как это отразится на работе завода и затронет ли интересы трудового коллектива?

-Мне ближе вопрос, как это отразится на интересах работников. В любом случае, если руководство завода предпринимает что-либо, это делается в интересах акционеров, собственников, а не в интересах трудового коллектива. Как правило, транснациональные корпорации, которые инвестируют капиталы в производства других стран, делают производственные процессы более эффективными. Но при этом нагрузка на работников возрастает, а уровень заработной платы будет соответствовать уровню, сложившемуся в этой стране и в регионе. Акционеры не озабочены повышением зарплаты работников или повышением безопасности условий труда. У них этой цели нет. У них одна цель – получить прибыль.

- Как на работу коллектива повлияло создание новой производственной линии B-0?

- Новая линия еще не запущена. Трудно сказать, что это будет за линия, какая на ней будет трудоёмкость. Но я уверен, судя по тем предприятиям, которые располагаются в других странах, что они всегда увеличивают нагрузку на работника. Оптимизируют производство? Что это значит? Будет автоматизирована система сборки? Нет, всё это будет на отвёртках, на руках. Работники будут в неудобных позах, из-за которых они получают профессиональные заболевания. На западных предприятиях эти процессы автоматизированы, чтобы не влиять на физиологию человека. Только если профсоюзы начинают бороться за права рабочих, процессы производства могут прийти к европейским стандартам.

- Как работают профсоюзы на АвтоВАЗе?

- У нас на АвтоВАЗе два профсоюза – новый профсоюз «Единство» и старый советский профсоюз. Руководство завода взаимодействует со старым советским. Он очень выгоден для руководства, потому что это седло на шее рабочего, с которого им очень просто управлять. Через профсоюзы руководство управляет коллективом. Это была советская система, и она очень понравилась собственникам-капиталистам, они ей пользуются для того, чтобы усмирять или обманывать рабочих. А наш профсоюз они, в частности, не допустили к участию в переговорах по заключению коллективного договора, хотя по закону обязаны это делать. Но они нарушают закон.

- Руководство это объясняет каким-то образом?

- Нет, просто игнорируют профсоюз и закон. В законе, в 37 статье трудового кодекса, написано, что они обязаны профсоюзы приглашать к участию в переговорах и в заключении коллективных договоров, в не зависимости от численности профсоюза.

- Вчера рухнули акции АвтоВАЗа. Как Вы считаете, это как-то связано с созданием совместного предприятия Renault-Nissan и «Ростехнологий»?

- Могу сказать только по собственному опыту. Акции падали, когда мы проводили митинги против действий руководства. Тогда мне об этом говорило руководство. Потом министр промышленности и энергетики Капустин приехал и сказал, что не нужно проводить митинги, это сильно снижает инвестиционный климат на АвтоВАЗе. Сейчас падение цен на акции АвтоВАЗа может быть связано с тем, что Renault-Nissan согласилось приобрести пакет акций только к 2014 году, следовательно, есть какие-то опасения. Кто-то ожидал, что альянс приобретет акции сразу. А так как он страхуется, растянул покупку во времени, цены упали.