Издатель журнала «Недвижимость. Rent&Sale» Мария Иванова рассказала порталу «Засекин.Ру», что нужно для стимулирования строительства жилья эконом-класса.
- Насколько развито в нашем регионе строительство жилья эконом-класса?
- Жилье эконом-класса у нас в регионе совершенно неразвито. И оно не может быть эконом-класса, если строится в городе. В центре города и в центральных районах места для жилья эконом-класса нет, и быть не может. Там земля дорогая, дорогие коммуникации, там всегда будет строиться жилье класса «бизнес» и «бизнес плюс». Поэтому единственная возможность строить жилье эконом-класса – это застраивать окраины города. И у нас не так уж много проектов такого жилья, если говорить про жилье многоэтажное, а неиндивидуальное домостроение. А проекты многоэтажные можно по пальцам пересчитать. Но такие наказы правительственные можно выполнить не только за счет многоэтажного строительства, но и за счет малоэтажного. Это застройка больших малоэтажных поселков-спутников, которые были бы недалеко от Самары, на окраине города, и могли бы обеспечить людей доступным жильем.
- Что нужно, чтобы в строительстве такого жилья не повторился неприятный опыт поселка Озерный?
- Нужно с умом подходить к планированию и понимать, для кого строить. А не просто тупо осваивать деньги, как это было сделано в рамках Озерного. Нельзя строить дома, где у кухни нет, например, окон. Ни один даже гастарбайтер не согласится жить в таком доме. Плюс ко всему нужно строить инфраструктуру, дороги, с твердым покрытием, а не грунтовые. Это нужно продумывать все сразу, комплексно осваивать территории. А не просто: есть земля, есть деньги, давайте построим, а там разберемся.
- Как Вы оцениваете жиле в «Кошелев-проекте»?
- Там незатейливое качество строительства, но люди покупающие там квартиры готовы с этим мириться. А за счет строительной технологии, которую использует «Кошелев», он и добивается низкой ценовой категории.
- Какая предположительная норма прибыли у «Кошелев-проекта»?
- К сожалению, я не знаю. Я не видела бизнес-плана. Я думаю, что хорошая норма прибыли у него. Предполагаю, что земля там досталась Кошелеву не очень дорого, технология строительства недорогая. Тем более, что у него есть собственное производство – это «Авиакор-Железобетон». Поэтому я думаю, что норма прибыли там высокая, выше, чем у застройщиков, которые строят жилье бизнес-класса в центре города.
- Как муниципальные и областные власти могут стимулировать строительство жилья эконом-класса?
- Я думаю, есть несколько основополагающих вещей, на которые должны пойти власти, как областные, так и муниципальные. Первое, нужно исключить коррупцию на всех уровнях власти при выделении земельных участков и запуске таких проектов. Второе, они должны обеспечивать инженерной инфраструктурой – это и коммуникации, и дороги. Строительная площадка, на которой будет реализовываться проект, должна быть подготовлена за государственные деньги. Нужно протягивать коммуникации и строить дороги. И третье, если есть необходимость у девелопера, у застройщика, который реализует проект, необходимо предоставлять ему государственные гарантии при общении с банками.