14 августа примерно в 22:00 недалеко от Центрального парка Тольятти был избит сопредседатель Самарского областного социально-экологического союза Константин Голава. Потерпевший рассказывает, что нападавших было примерно восемь. Они били эколога ногами и угрожали убить его и его семью, если он будет «соваться куда не надо».
Сегодня Константин Голава обратился с заявлением в полицию. По его мнению, случившееся может быть связано с его экологической деятельностью или с активной поддержкой гомосексуалистов.
Происшествие прокомментировал социолог, сопредседатель Международного социально-экологического союза Дмитрий Лобойко.
- Экологическая деятельность в последние годы превращается в политическую. И происходит это не из-за политизированности экологических активистов, а из-за стремительно сужающегося публичного пространства. Государственная машина уже не один год работает на подавление свободы.
Как, например, Евгения Чирикова (тоже член Социально-экологического союза) стала политической фигурой, стремилась ли она к этому? Нет, она защищала свое право, право своей семьи, своих соседей на нормальную среду обитания. Право, закрепленное Конституцией РФ.
Почему деятельность организации «В защиту Утриша» стала политической? Ведь люди борются не с властью, а с глупостью, абсурдом, носителем которой, по трагическому стечению обстоятельств, является часто сама власть. По-хорошему, представители государства должны бороться с проявлениями «политического идиотизма» в своих рядах, чтобы «болезнь» не прогрессировала. Вместо этого, на мой взгляд, происходит «борьба за право свихнуться».
В Самаре и Тольятти слишком много «горячих экологических точек». В первую очередь, они связаны с фактическим захватом зеленых зон застройщиками. Не последнюю роль в этом сомнительном процессе всегда играли администрации городов. В ряде случаев чиновники закрывают глаза на очевидные нарушения прав граждан, в других случаях – самоустраняются до критического момента, когда не замечать становится невозможно. В Тольятти к этому добавляются последствия деятельности многочисленных промышленных предприятий.
Нападение на Константина Голаву – политическая акция. Это не вызывает сомнения. Однако кто именно может стоять за ней еще предстоит выяснить.
С одной стороны, власть политизирует любую гражданскую активность. И в этой связи я не исключаю, что за нападением могут стоять так называемые «борцы с экстремизмом».
С другой стороны, Костя довольно последовательно ведет экологическую правозащитную деятельность, и врагов у него может быть не мало.
Третья версия – он мог стать разменной картой в борьбе бизнес-групп. Не удивлюсь, если рейдеры, ведущие сегодня атаку на «Тольяттиазот» через дружественные СМИ объявят, что Константин пострадал из-за ТоАза. То есть нападение могли организовать рейдеры.