В 2014 году федеральные власти прекратят выделение субсидий регионам на развитие пригородных железнодорожных перевозок. Это может привести к банкротству компаний-перевозчиков или сокращению их маршрутной сети с ростом стоимости услуг для пассажиров.

В Самарской области перевозками пассажиров электричками занимаются две компании: ОАО «Самарская пассажирская пригородная компания» и ОАО «Башкортостанская пассажирская пригородная компания». О том, как отмена субсидирования повлияет на их судьбу и социально-экономическую ситуацию в регионе, экспертному порталу Засекин.Ру рассказал сопредседатель межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Антон Буслов.

- К каким последствиям приведёт отмена субсидирования?

- Субсидировать пригородный транспорт надо. Это социально-значимое направление. При тех тарифах на пользование инфраструктурой, которые устанавливают Российские железные дороги, как владеющий ей монополист, Самарская область за счёт собственных средств субсидировать перевозки в том объёме, в каком они есть, просто не сможет. Перевозки по направлениям на Похвистнево и Жигулёвское море в значительной степени имеют социальную направленность, а не коммерческую. И если федеральный центр прекращает субсидирование, тогда он должен как-то повлиять на железнодорожную монополию, которая устанавливает тарифы на работу соответствующей инфраструктуры. Потому что, если тарифы останутся прежними, а субсидирование со стороны федерального центра исчезнет, это приведёт к закрытию значительного числа нитей в расписании электропоездов. Аренда ветки в расписании должна быть значительно ниже. Плюс к этому сейчас политика РЖД такова, что в первую очередь они пропускаю пассажирские поезда дальнего следования и грузовые поезда. И уже по остаточному принципу, окна в расписании ставят электропоездам. Такое расписание бывает абсолютно неудобным, оно не может быть рентабельным даже при наличии пассажиропотока. Потому что поезд идёт на полчаса позже, чем идут трудовые перевозки. Если эта проблема взаимодействия естественной монополией не будет решена, тогда пригородным пассажирским перевозкам придётся очень туго.

- Получается, что это приведёт к социально-экономическим проблемам в области?

- В принципе мы уже видели подобную ситуацию. Как только вопрос о перевозках был передан в ведение области, и была образована Самарская пригородная пассажирская компания, они посчитали рентабельность при тех тарифах, которые выставляет РЖД, был сокращён целый ряд поездов в расписании. На Жигулёвское море, на Новокуйбышевск. Это привело к значительным социальным волнениям. Люди и на митинги выходили, было множество коллективных обращений. С учётом того, что у нас существуют такие города, как, допустим, Чапаевск и Новокуйбышевск, где очень мало рабочих мест, люди оттуда едут работать в Самару, и в основном – на электричках. Отмена соответствующих нитей в расписании может привести к социальному взрыву, потому что людям будет негде работать и, соответственно, не на что жить.