За полтора часа до начала матча вокруг «Металлурга» было необычно многолюдно и невероятно тихо. Ночное, жестокое убийство болельщика «Спартака» Антона Феоктистова как будто воздействовало даже на тех самарских болельщиков, которые, выдвигаясь на футбол, ещё ничего не знали о случившемся. И, конечно, странно было смотреть на тихих и почти беззвучных фанатов самой громкой российской команды. Никакой агрессии в их поведении не было, вели они себя вполне миролюбиво. Но создавалось ощущение, что в Самаре вскоре начнётся не самый ожидаемый, нервный, страстный и скандальный матч, а какое-то мемориальное событие. Тёплая, приятная, солнечная, летняя и едва ли не нежная погода лишь подчёркивали напряжение в лицах, движениях, позах нескольких тысяч любителей футбола. Как будто в самом шумном месте города отключили звук.

Днём перед матчем группа болельщиков «Спартака» побывала на экскурсии в общественном Музее самарского футбола на улице Молодогвардейской, откуда в сопровождении поклонников «Крыльев» прошествовала на пересечение улиц Ленинградской и Самарской, чтобы возложить цветы к мемориальной доске на доме, где жил легендарный футболист «Крыльев Советов» и «Спартака» Галимзян Хусаинов.

Другая часть фанатов самого популярного российского клуба гуляла на набережной, наблюдая за игрой в пляжный футбол между представителями торсид своего и самарского клуба.

Всего в Самару приехало около десяти тысяч спартаковцев. И весь город два дня ждал стычек, провокаций, конфликтов и потасовок. Надеясь, что, как всегда, обойдётся без серьёзных последствий и тем более жертв. Ночная трагедия, не имевшая к футболу, прямого отношения отрезвила футбольных фанатов и, одновременно, напугала всех, с таким нетерпением ожидавших через год разлуки этой самой эмоциональной встречи…
Первые двадцать минут матча спартаковская торсида не проронила ни звука в память о своём убитом товарище. Антон Феоктистов был достаточно известным человеком в фанатской среде, не пропустившим за десять лет ни одного выездного матча своей команды. Вместе с болельщиками «Спартака» приутихли и самарцы. Москвичи растянули на гостевом секторе наспех написанный, как будто детским почерком, огромный баннер: «Антон лохматый, помним».

Огромный океан людей, пристально всматриваясь в происходящее на поле, неестественно молчал. Или, наоборот, естественно и пронзительно. В тишине были слышны звуки автомобилей за стадионом и даже голоса случайных прохожих и мальчишек во дворах.

И футбол казался каким-то странным и нереальным. Футболисты обеих команд часто ошибались, суетились, нервничали. Матч рвался на фрагменты, микродуэли, единоборства. Команда Дмитрия Аленичева, явно набирающая ход и вспоминающая атакующий, со стеночками и забеганиями, классический спартаковский футбол, в первом тайме лишь отдалённо была похожа на саму себя.

А «Крылья» продолжили играть в свой по-прежнему мучительный, вынужденный и страдательный футбол. Они очень старались, но у них мало что получалось.

Гости невынужденно ошиблись уже на первой минуте. Таски зачем-то пяткой выбил мяч прямо на ногу Сергею Корниленко, но тот вместо того, чтобы первым же касанием отправить мяч в ворота, покинутые Ребровым, начал как-то коряво обрабатывать мяч, подбирать ногу и, в конце концов, отдал очень неудобный пас партнёру.

И «Спартак», и «Крылья» решили сыграть в три центральных защитника и в два нападающих. У москвичей на острие атаки действовали Юра Мовсисян и Квинси Промес, а у хозяев поля – Сергей Корниленко и Берат Садик. Но если Аленичев выбрал подобную схему из нескольких возможных вариантов, то Франк Веркаутерен остановился на этом варианте из-за всё более очевидной ограниченности исполнителей в своём распоряжении.

На исходе пятой минуты «Спартак» неожиданно повёл в счёте. «Крылья» сфолили на Ивелине Попове в тридцати двух метрах от ворот. К мячу впервые в своей спартаковской карьере исполнять штрафной подошёл Промес. Талантливый 23-летний голландец, который и в этом матче был лучшим на поле, пробил в стиле Криштиану Рональду. Футбольный снаряд обогнул стенку и влетел в нижний угол ворот. Не хочется винить Евгения Конюхова, но его вина в этом голе очевидна. Мяч очень долго летел с весьма дальней дистанции, но самарский вратарь вместо того, чтобы сделать несколько шагов и спокойно парировать удар, бросился за ним с места, занятого им в противоположной части ворот. 0:1.

На 20-ой минуте спартаковские фанаты сначала зааплодировали, а затем почти до самого перерыва начали стрелять петардами, ракетами и жечь цветные дымовые шашки. Долгое время «спартачи» перекрикивали весь стадион и всё-таки «разбудили» болельщиков «Крыльев», которые погнали свою команду вперёд. Хозяева поля в первом тайме были даже чуть острее гостей, но в завершающей фазе атак действовали прямолинейно, очень сумбурно или очень неточно. Тем не менее, дважды подопечные Веркаутерна были близки к голу. Сначала Бурлак, вынужденно игравший флангового защитника, прострелил справа в центр штрафной «Спартака», Боккети поскользнулся и промахнулся мимо мяча, но Корниленко, скинувший футбольный снаряд грудью себе под удар, метров с двенадцати с разворота пробил прямо в руки Реброву. Ещё через несколько минут Алан Чочиев после суетливой и беспорядочной атаки с рикошетами и срезками, решил сыграть индивидуально. Он под острым углом ворвался в штрафную и мощно пробил под перекладину. Увы, мяч полетел не в ворота, а вдоль них.

В следующей атаке Чочиев всё-таки забил после скидки головой Корниленко, но уже после свистка и из офсайда, зафиксированного линейным рефери.

А во втором тайме двадцать шесть тысяч зрителей (это пока рекорд начавшегося чемпионата) увидели «Спартак» таким, каким его хочет видеть Дмитрий Аленичев. Гости заиграли в одно-два касания, в стеночки и забегания, разрывая и растягивая оборонительные построения «Крыльев». На 48-ой минуте Роман Широков проникающим пасом вывел Промеса на рандеву с Конюховым, но мяч после удара голландца чиркнул об штангу с обратной стороны ворот. А на 52-ой минуте сам Промес выцарапал мяч у Таранова, отдал его Ивелину Попову, тот мягким пасом нашёл в штрафной площади Мовсисяна, который первым же касанием переправил мяч набегающему из-за спин защитников Квинси. Голландцу оставалось лишь изящно перебросить Конюхова и окончательно убить интригу в этом матче. 0:2.

Второй пропущенный мяч отправил «Крылья» в нокдаун, и «Спартак» вполне мог довести дело до разгрома. После навеса Дмитрия Комбарова Боккети метров с четырёх бил головой, казалось, уже наверняка, но Конюхов успел подставить под удар ногу, и мяч, вонзившись в перекладину, вылетел к боковой линии. А ещё через пару минут вышедший вместо Юры Мовсисяна Зе Луиш первым же касанием головы поймал Конюхова на противоходе, но за самарского кипера вновь сыграла штанга.

К 65-ой минуте «Крылья» сумели прийти в себя и начали всё чаще огрызаться сумбурными, но резкими контратаками. На 66-ой минуте Чочиев с двадцати метров нацеленно бил в дальнюю девятку - мяч просвистел над самой крестовиной спартаковских ворот. На 72-ой минуте Померко неожиданно выполнил заброс за спины сразу трём спартаковским защитникам, и Корниленко оставалось только с двух метров занести мяч в ворота, но белорусский форвард чуть-чуть не дотянулся до мяча.

На 81-ой минуте уже «Спартак» вновь имел отличный шанс увеличить счёт. Попов отправил рассекающей передачей Зе Луиша на свидание с Конюховым, однако форвард из Кабо-Верде промахнулся мимо дальнего угла ворот.

Финального штурма у «Крыльев» не получилось. «Спартак» спокойно контролировал мяч и легко отражал редкие наскоки всё обречённее и обречённее выглядевших «Крыльев»…

С.Л.

Статистика

9 августа 2015 года. Самара. Стадион «Металлург». 26 280 зрителей.

«Крылья Советов» (Самара) - «Спартак» (Москва) - 0:2 (0:1)
Голы: Промес, 5, 52

«Крылья Советов»: Конюхов, Бурлак (Ятченко, 84), Таранов, Надсон, Симаес, Цаллагов (Махмудов, 90), Померко, Габулов, Чочиев (Горбатенко, 69), Садик, Корниленко.

«Спартак»: Ребров, Д. Комбаров, Боккетти, Таски, Гранат, К. Комбаров (Паршивлюк, 68), Глушаков, Широков, Попов, Промес (Давыдов, 88), Мовсисян (Зе Луиш, 59).
Предупреждения: Попов (51), Таски (82)

Судья — Кирилл Левников (Санкт-Петербург).