Об этом газете «Ведомости» сообщили два финансиста, сославшиеся на источник в Центробанке. Информацию о возможной санации АвтоВАЗбанка, располагающегося на 143-е месте по активам в рэнкинге «Интерфакс-ЦЭА» за I квартал 2015 года, подтвердил изданию и источник в руководстве кредитной организации.

По словам двух собеседников «Ведомостей», сейчас сотрудники по страхованию вкладов (АСВ) проводят оценку активов и пассивов банка, чтобы выяснить его финансовое состояние.

В I квартале ЦБ предписал банку доначислить резервы по кредитам, выданным на строительство, так как заемщикам стало сложно обслуживать даже проценты по кредитам, утверждает аналитик RAEX («Эксперт РА») Станислав Волков.

Согласно данным международной отчетности, 30,3% от кредитного портфеля банка приходится на инвестиции в недвижимость. Больше – только на торговлю: 36,9%. Если бы АвтоВАЗбанк сформировал эти резервы с тем капиталом, что у него был (3,2 млрд руб. по итогам квартала), он бы нарушил нормативы, считает Волков.

Банку помогли акционеры, говорит один из контрагентов банка: «Они подарили АвтоВАЗбанку акции компании «Росскат» (крупный производитель кабельно-проводниковой продукции и медной катанки в России и СНГ). Из данных на сайте банка следует, что один из крупных акционеров банка и председатель его совета директоров Николай Таран занимает ту же должность в «Росскате». Всего вложений – чуть более 500 млн руб., говорит Волков. Судя по российской отчетности «Росската», компания зарабатывает немного: прибыль от продаж чуть более 300 млн в 2014 году, при этом долг – 3,4 млрд руб., указывает аналитик RMG Андрей Третельников. Однако, согласно данным ЦБ, капитал АвтоВАЗбанка (по «Базелю III») во II квартале увеличился до 3,6 млрд руб.

В 1998 году АвтоВАЗбанк уже был санирован Агентством по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Из данных агентства следует, что на банк АРКО выделяло кредит в размере 459,7 млн руб. Согласно плану санации банк должен был быть продан, и в 2001 году его приобрела структура, подконтрольная банку «Глобэкс». Позже, в 2005 году, доли в банке выкупили компании, подконтрольные его топ-менеджерам. Сейчас банк в основном принадлежит его топ-менеджменту – члену совета директоров Елене Казымовой, заместителю председателя совета директоров Вере Прокопенко и Тарану.

Одним из претендентов на возможную санацию АвтоВАЗбанка является Промсвязьбанк. То, что Промсвязьбанк интересуется приобретением АвтоВАЗбанка, «Ведомостям» ранее рассказывал человек, близкий к основным владельцам Промсвязьбанка – братьям Алексею и Дмитрию Ананьевым. Вчера он указал, что Промсвязьбанк рассматривает вариант санации.

На телеконференции с инвесторами финансовый директор Промсвязьбанка Владимир Мамакин говорил, что одна из сделок пройдет в форме поглощения, вторая – санации. Однако регуляторы еще не начинали официальных поисков инвестора для банка.

Помимо АвтоВАЗбанка в кругу интересов Промсвязьбанка самарский Первобанк. В настоящее время идет процесс подписания обязывающих документов сторон с акционерами Первобанка.