Сегодня генеральная прокуратура РФ распространила заявление, что уже проверяет ряд регионов, а в ближайшие дни доберётся и до Самарская области, дабы принципиально и своевременно разоблачить «нарушения законодательства, способствующие росту цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию в условиях установленного запрета на ввоз в Российскую Федерацию товаров отдельной категории». Наиль Идрисов уверен, что даже если ведомство Юрия Чайки обнаружит в Самарской области нарушителей антимонопольного законодательства, на рост цен на продукты питания это не повлияет.
Наиль Идрисов, андидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Самарского государственного университета, генеральный директор «ЛексФинансГруп»:
- Есть такое понятие «ценовой сговор». «Ценовой сговор» предусмотрен антимонопольным законодательство. «Ценовой сговор» - это не преступление, это административное правонарушение.
Конечно, в условиях современной реальности, когда все проблемы, связанные с поставками продукции, накаляются, государство как-то должно регулировать этот процесс...
Ясно, что в сложившейся ситуации многие российские «товарищи», особенно производители сельскохозяйственной продукции, будут участвовать в спекулятивных схемах - перепродавать друг другу товар, наращивать стоимость, чтобы продукт для покупателя стал стоить дороже.
Это неизбежно - инфляция и подорожание товаров будет в любом случае. Это естественный процесс, когда потребление остаётся на том же уровне, а товара нет. Понятно, что товар будет дорожать. Более того, российские производители, в том числе и сельскохозяйственные, пока в полной мере не могут обеспечить потребность российского населения в продукции.
Тут стоит отметить ещё то, что Самарская область относится к зоне рискованного земледелия. И цена на продукты варьируется, исходя из погодных условий и разных такого рода факторов, которые не зависят от производителя. Многие жалуются... Например, производители мукомольной продукции. Они продают пшеницу перекупщику по две с половиной, по три тысячи рублей за тонну, а её ещё перекупают и потом перепродают по пять, по семь тысяч рублей. И, к примеру, в новороссийском порту пшеница твёрдых сортов уже доходит до восемнадцати тысяч рублей за тонну.
Ну, как обычно это делается? Человек купил побольше зерна, положил на склад, и лежит зерно на складе у человека. И когда оно становится дороже и дороже, он начинает потихоньку продавать. Конечно, с точки зрения закона, нарушений тут никаких нет. В советские времена была продразвёрстка, но ведь действующее российское правительство не опустится до того, чтобы отнимать у людей то, что они скопили и сохранили?!
Генеральная прокуратура, наверное, найдёт и в Самарской области несколько нарушителей антимонопольного законодательства. Но мы в любом случае прогнозируем рост цен и инфляции. Это неизбежный процесс, и прокуратура здесь бессильна. Силовые методы, может быть, и помогут, но это будет почти незаметно.