В жаркий осенний полдень, в последний день бабьего лета, в пятницу, 12 сентября на набережной реки Волги чуть сбоку от Полевого спуска под Дворцом бракосочетания произошло «поистине историческое событие». В Самаре торжественно открыли памятник первому самарскому воеводе, князю Григорию Осиповичу Засекину. Золотисто коричневую ткань, очень похожую на театральный занавес, с конной скульптуры, скачущей от офиса «Роснефти» в направлении речного порта, сорвали молодые мужчины в оперных костюмах стрельцов «эпохи Петра I». А руководили ими, молитвенно замерев перед выложенным из цветов гербом Самары, врио губернатора Самарской области Николай Меркушкин, глава областной столицы Дмитрий Азаров и председатель городской Думы Александр Фетисов.

Людмила Кузьмина, председатель самарской организации «В защиту прав избирателей «ГОЛОС»:

- Я туда не пошла, потому что я для себя посчитала это унижением самой себя. Я посмотрела сегодня утром на бурлаков и пришла в ужас от этого средоточия в чиновниках безвкусия, абсолютного незнания, отсутствия чувства вкуса, уместности. Меня пригласили, а я сказала: «Боже мой, причем тут я, моя жизнь и вот это уродство?» Ни Азаров, ни Меркушкин, ни Путин, ни такие памятники не имеют никакого отношения к моей жизни. Я отказываюсь тратить время и обижать чувство собственного достоинства. чтобы окунаться в эту плебейскую обывательщину.

Что касается самого памятника, то Самара не с Полевого спуска начиналась. Засекин – личность не столь запечатлённая в истории портретно, как, например, Пётр I, у которого мы знаем и рост, и внешний вид. Я считаю, что это образ собирательный, а коли собирательный, эта скульптура безвкусна. А конь вообще не при чём. Не конь основывал Самару, Самару основал Засекин, а на конях здесь ходили кочевые народы. Какой конь?

Я бы, конечно, поставила памятник на месте основания Самары, на месте слияния Волги и Самарки. Именно там начиналась крепость, она начиналась с воды, какие кони, чёрт возьми? И потом, я против вот этих вульгарных памятников, без философской мысли. Лучше бы это был какой-то памятник, разработанный авангардным художником, мне кажется, это было бы разумнее, чем бесконечное повторение плохо знаемых нами, где-то услышанных мифов. Мы совершенно не знаем свою историю, она нам неинтересна, мы не хотим, чтобы её помнили.

Надо на скорую руку, подешевле, с большой помпой, а помпа в этом случае стоит больше, чем сам памятник, что-то поставить в расчёте на то, что, наверное, здесь нет грамотного населения. И это, безусловно, грустно.