Очередное экологическое преступление совершено в Самарской области. На Волге в районе Сызрани вчера произошёл значительный разлив нефтепродуктов. Сейчас поблизости городских пляжей наблюдается четыре нефтяных пятна общей площадью около 10-15 тысяч квадратных метров. Дмитрий Медведев считает, что виновников этого экологического бедствия, как и прежде, не найдут.
Дмитрий Медведев, адвокат в сфере природопользования и экологии, председатель секции по экологической политике, член президиума Общественного совета при Самарской Губернской Думе:
- Попадание нефтепродуктов в Волгу - это обыденное явление, которое ещё ни разу не повлекло за собой серьёзных последствий для данного водного объекта. Сырая нефть, топочный мазут, солярка - всё это в больших или меньших количествах безнаказанно попадает в Волгу как с проходящих судов, так и из повреждённых нефтепроводов. Под Сызранью подобные инциденты происходят едва ли ни ежегодно, причём толщина нефтяной плёнки обычно достигает 10 мм при длине нефтяного пятна до 15 км и ширине до 100 метров. Водным биоресурсам такие загрязнения не приносят заметного вреда из-за большого размера волжской акватории и достаточной проточности, благодаря которым ни замора, ни отравления рыбы нефтепродуктами не происходит, а нефтяная плёнка на поверхности воды через несколько десятков километров бесследно растворяется.
Серьёзно от загрязнения крупных водоёмов нефтепродуктами страдают только полуводные птицы, например, чайки, а также полуводные млекопитающие: бобр, выхухоль, ондатра и водяная полёвка. Для них слова «нефть» и «смерть» означают одно и то же.
Экономический же ущерб в настоящее время обусловлен установкой боновых заграждений, работой людей, машин и механизмов по сбору нефтепродуктов в акватории и береговой полосе с их последующим вывозом и обезвреживанием. Если загрязнение вызвано попаданием в водоём десятков тонн нефтепродуктов, затраты на зачистку акватории и береговой полосы могут составить миллионы и даже десятки миллионов рублей. Но по-настоящему масштабное загрязнение возможно только в результате аварийных ситуаций, поскольку добровольно никто не расстанется с таким количеством нефтепродукта.
Что касается наказания виновных в загрязнении Волги под Сызранью нефтепродуктами, то их, скорее всего, не найдут. В принципе, для привлечения виновного лица к уголовной ответственности по статье 247 УК РФ «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов», а именно по части первой, необходимо установление факта загрязнения водного объекта, повлёкшее причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам. В этом случае ему грозит штраф в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до 6 месяцев, либо лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до 1 года, либо арест на срок до 3-х месяцев. Как видите, санкции весьма скромные.
Для привлечения по части 2 статьи 247 УК РФ следствию необходимо будет доказать факт причинения вреда здоровью человека или массовую гибель животных. В этом случае санкции более серьёзные: либо штраф в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до 18 месяцев, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до 2-х лет, либо принудительные работы на срок до 2-х лет, либо лишение свободы на срок до 2-х лет.
Часть 3 маловероятна, поскольку она применяется только в случае нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов, повлёкшего по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей. Только тогда виновному может грозить лишение свободы на срок до 8 лет.
Кроме того, если органы контроля и надзора рассчитают сумму ущерба, причинённого загрязнением водоёма нефтепродуктами, виновное лицо обязано будет возместить его в полном объёме.
Однако для этого виновника инцидента придётся найти и доказать его вину, чего на территории Самарской области обычно не наблюдается.