На рекультивацию отравляемых десятилетиями 263 гектаров земли, где производилось, в том числе, и химическое оружие, на территории бывшего «Средневолжского завода химикатов» в Чапаевске потребуется 18 лет. Соответствующий проект одобрен государственной экологической экспертизой и утверждён приказом самарского Росприроднадзора. Для этого на территории завода будет создана специальная зона с комплексом установок термообезвреживания. Сергей Симак считает, что рекультивацию производить необходимо, однако опасается, что она может повлечь за собой вторичное загрязнение окружающей среды.
Сергей Симак, председатель Центрального совета Российской Зелёной Лиги:
- Рекультивацию там проводить можно и нужно. Другой вопрос – как её проводить? Проблема, связанная с накопленным гигантским экологическим вредом на территории бывшего «Средневолжского завода химикатов», действительно очень острая. Практически вся территория загрязнена высокими концентрациями остатков ядохимикатов, боевых отравляющих веществ, которые там производились с начала прошлого века, продуктами их распада, взаимодействия между ними. Ситуация там очень тяжелая. После закрытия завода на территории оказались брошены большие количества реактивов в местах, где складировалась некондиционная продукция и брак. Всё это складировалось с 1911 года, концентрация отравляющих веществ там доходит до 148 тысяч ПДК.
Просто так оставлять это нельзя. Благодаря поверхностному штоку и биологической трансформации эти вещества постепенно расползаются на прилегающие территории и попадают в водоёмы. В частности, самое крупное хранилище отходов на территории этого завода глубиной 20 метров, а расположено оно в зоне, где в период разлива Чапаевки глубина грунтовых вод доходит до 1 метра. Естественно всё это изолировано очень плохо и интенсивно поступает на сопредельные территории. С другой стороны, трогать эти накопившиеся отходы тоже чревато, потому что любое изъятие их из мест постоянного хранения может повлечь за собой вторичное загрязнение окружающей среды. Эта та самая ситуация «казнить нельзя помиловать».
Тем не менее, всё-таки правильнее рекультивацию провести. По заказу министерства промышленности Самарской области в течение двух лет разрабатывался проект, главным элементом которого стала дезактивация загрязнённых грунтов и компонентов отходов, которые на этой территории накопились. В качестве метода дезактивации был выбран термический. По сути, это такая же, только более мощная, установка, которая работает сейчас на подобном объекте по производству и складированию химического оружия в Шиханах. Планируется термически разложить фрагменты зданий, которые сначала должны быть раздроблены в щебёнку, потому что они «всосали» в себя очень большое количество загрязнений. Стоит добавить, что буквально в нескольких метрах от реки Чапаевка стоит здание ипритового цеха, сделанное из кирпича. Кирпич – материал пористый. Этот цех работал с 1911 года, и за эти годы поры кирпича впитали в себя, как губка, огромное количество иприта и его метаболитов.
Остальные здания там такие же, поэтому их необходимо уничтожать. Кроме того, будут извлекаться и термически разлагаться отходы, которые накопились в хранилищах. И что, на мой взгляд, самое спорное, планируется, по сути, выжечь практически всю землю на территории завода – это гигантское количество грунта. Я не уверен, что это целесообразно по двум причинам. Первая – это очень дорого, цена вопроса корректировалась, поэтому не скажу точно, порядка 17-18 миллиардов, а это затягивает сроки реализации этого проекта на десятилетия. И вторая – это, конечно, даст дополнительные выбросы в окружающую среду. Эту землю, по крайней мере, в тех частях, где нет экстремально высокого уровня загрязнения, было бы разумнее захоронить под слоем деактивированного грунта.
Разумеется, эту территорию никогда нельзя будет использовать для сельского хозяйства, на ней никогда нельзя будет жить. Но после такой дезактивации и проведения специальных работ, на территории можно будет разместить промышленную или складскую зону.
Те технологии, которые выбраны, как заявлено проектом, предполагают минимальные выбросы в окружающую среду с практически полным разложением токсикантов. Хочется верить, что это так, но по ряду позиций у меня возникают сомнения, поэтому серьёзная техническая экспертиза здесь просто необходима.
К большому сожалению, этот объект не подпадает под закон об экологической экспертизе. Этот закон за последние десятилетия выхолощен если не в ноль, то на 99%. Тем не менее, общественная экспертиза в той или иной форме здесь необходима, хотя она законом и не предусмотрена. Я планирую предложить такую работу заказчику этого проекта – министерству промышленности Самарской области, правда, не знаю, как они на это посмотрят. Дело в том, что для того, чтобы такую экспертизу провести, необходимо получить проектную документацию и полную документацию обследований, которые проводились в предыдущие два года. Этой информацией владеет министерство, если оно на это пойдет, то будет возможно провести такую экспертизу.