Исполнительный директор ОАО «Безоткатные поставки» Алексей Исаченко поделился с порталом Засекин.Ру своим мнением по поводу необходимости законопроекта, предусматривающего упрощение системы расходования бюджетных средств чиновниками.


- На Ваш взгляд, инициатива Минэкономразвития – хорошая или плохая?


- Она жуткая. Во-первых, заявка размещается на три дня. В это время могут уложиться только те компании, у которых заранее подготовлен материал. Ни один нормальный поставщик в три дня не успеет подобрать оборудование, соответствующее некоему техническому заданию. Техзадание надо успеть обнаружить и проработать. После этого поставщик должен собрать номенклатуру продукции, запросить цены у компании, которая поставляет продукт, дождаться ответа, в котором будет расписано, что сегодня в такой-то комплектации продукт стоит столько-то. Заказчики, как правило, не говорят: «Я хочу стандартную модель», а составляют техзадание под свои нужды. После получения ответа от компании, поставщик должен подготовить свою заявку в соответствии с требованиями заказчика. Получается, что за три дня должно произойти много событий, в которых, к тому же, будет участвовать много часовых поясов. Это пример самого простого заказа. Если же, например, заказчик хочет получить расходный материал – шёлк, то в заказ будут входить иглы, нитки, клей и так далее. Поставщик, комплектующий этот заказ, должен связаться с десятью производителями и выдать им параметры. Производители должны заказ собрать, а поставщик - свести всё в общую заявку и подать заказчику. На это, повторюсь, есть только три дня.
Кроме того, поставщик не успеет уточнить позиции техзадания, которые ему могут быть неясны из-за малого количества времени.
Во-вторых, заказчик сам определяет, какое предложение ему принять. Сегодня в законодательстве о конкурсах существуют объективный и субъективный критерии. Честная игра может вестись, когда заявки разных конкурсантов сравниваются по объективным критериям. Объективный критерий – это цена. Я говорю, что продам товар за 100 рублей, а мой конкурент – за 80. Все трактовать это будут однозначно – 80 рублей выгоднее ста. Субъективный критерий – это, например, качество. Если бы качество оценивалось по объективному критерию, то на примере персонала, это выглядело бы так: доктор технических наук равен 10-ти баллам, студент – одному баллу, аспирант – пяти баллам.
Но показатель качества сегодня субъективный. Например, я указываю, что в моём заказе будет половина академии наук, а мой конкурент – три калеки с неполным средним образованием. Но почему-то комиссия решила, что моё предложение по качеству персонала – ноль, а его предложение по качеству персонала равно ста баллам.
Таким образом, все показатели будут оценивать субъективно, что, на мой взгляд, неправильно.


- Выбирать же будет чиновник. Как правило, это конкурсная комиссия выбирает подрядчика, опираясь на более низкую цену. Но низкая цена не значит качество товара.


- По идее, конкурсная комиссия берёт подрядчика, который не завышает цену и у которого хорошие показатели – например, 10 профессоров. Но завтра случилась эпидемия, и все профессоры погибли. Соответственно, подобный заказ государство не выполнит. А если на рынок приходит другая фирма, которая предлагает меньшую цену, и заявляет, что у неё нет опыта и профессоров, но зато она может на всю сумму контракта положить депозит. В случае невыполнения фирмой контракта, государство всё равно получит дополнительный доход, в отличие от компании, у которой погибли профессоры.
Эти два момента – сроки и субъективная оценка отменяют элемент соревновательности.
Все чиновники говорят о том, что человек, предложивший меньшую стоимость на аукционе, может поставить некачественный товар. Теперь получится так, что человек, предложивший максимальную стоимость, может предложить такой же некачественный товар. Раньше государство могло купить некачественный товар за маленькие деньги, а теперь государство получит вариант покупки некачественного товара за большие деньги.