Вопреки ожиданиям экспертов и политтехнологов Николай Меркушкин вчера так и не обратился к Владимиру Путину за разрешением уйти в отставку, чтобы 14 сентября принять участие в досрочных выборах губернатора Самарской области. На вчерашнем заседании, прошедшем в Иваново и посвящённом принятым поправкам в закон о реформе МСУ, президент дал указание региональным властям время обсудить и принять закон о местном самоуправлении в каждом субъекте в течение полугода.
Владимир Путин, президент РФ:
- Проблемы и разбалансировки в системе местной власти очевидны для всех. Смысл изменений, которые предлагаются, в том, чтобы убрать эти диспропорции, в целом повысить роль и самостоятельность местного самоуправления, максимально приблизить этот уровень власти к людям, которые проживают на конкретных территориях.
Мы провели соответствующие опросы, в том числе проводил опрос Фонд общественного мнения в мае 2014 года. Для справки вам сообщу: 79 процентов жителей городов с населением более 1 миллиона человек не знают вообще депутатов, которые представляют их избирательный округ в представительном органе муниципального образования. В городах с населением от 250 тысяч до 1 миллиона человек этот показатель составляет 76 процентов, чуть пониже, чем в миллионниках - 79–76 процентов. Это запредельная величина. А с населением от 100 до 250 тысяч, вроде тоже уже не такой уж и большой населённый пункт по нашим масштабам, а 73 процента граждан не знают своих депутатов. Поэтому в новой редакции 131-го закона в дополнение к уже существующим добавлена ещё одна модель организации муниципальной власти, которая соответствует требованиям времени.
Принятые поправки предполагают возможность создания новых видов муниципальных образований в крупных городах – городского округа с делением на внутригородские районы. Нормы эти, и я хотел бы это особенно подчеркнуть, не носят императивного характера, они не навязываются, и они не обязательны, но это ещё одна из опций, которую вы можете выбрать, один из вариантов в дополнение к тому, что функционировало, действовало до сих пор. Каждая конкретная территория должна сама решить, как строить систему местной власти, какая форма организации местного самоуправления в наибольшей степени отвечает интересам граждан, будут ли они выбирать главу муниципального образования прямым голосованием или делегируют это право избранному ими же представительному органу муниципальной власти. Если сказать проще, так чтобы – не только нам, здесь сидящим, – и гражданам было понятно, можно избрать, скажем, совет крупного города с делением на районы напрямую голосованием граждан, а можно избрать порайонно, а районные депутаты уже делегируют своих депутатов наверх, и таким образом будут формироваться представительные органы власти соответствующего муниципалитета.
Сейчас первоочередная задача руководителей регионов – организовать диалог с муниципальными собраниями, с муниципальным сообществом, чтобы обсудить все содержательные вопросы, все нюансы преобразований. Результатом такой дискуссии должен стать закон об организации местного самоуправления в конкретном субъекте Российской Федерации. Думаю, что полгода – достаточный срок для того, чтобы обсудить и принять все необходимые акты во всех субъектах России.
Надо уже сейчас снять острые вопросы, чтобы потом избежать конфликтов, перекладывания ответственности. Регионы и муниципалитеты должны работать как одна команда в интересах развития территорий, повышения качества жизни людей. Подчеркну, определяя оптимальную модель организации местной власти, надо учитывать особенности наших регионов, национальные традиции проживающих там людей, народов и, конечно, нужно слышать жителей конкретных территорий.