14 мая в Самаре пройдут публичные слушания, где рассмотрят строительство второй очереди комплексной «реконструкции» квартала №21 в границах улиц Пионерская, А.Толстого, Венцека и Водников. Застройщик намерен возвести здесь, несмотря на историческую среду, высотки до 13 этажей. Светлана Малышева считает, что подобное многоэтажное строительство - это дешёвый подход к уникальной исторической территории.
Светлана Малышева, архитектор, декан факультета дизайна СГАСУ:
- 21 квартал находится в одной из старейших частей города Самары. Улица Водников – это первая улица Самары, дорегулярная Самара. Это те самые 200 лет, которые нам малоизвестны. Однако дорегулярная Самара как раз находилась на территории двух крепостей. Речь идёт о крепости 1586 года, которая находилась в рамках Хлебной площади, ныне это завод клапанов. Вторая крепость - 1706 года. От них отходили две главные улицы – нынешние улицы Водников и Алексея Толстого. А 21 квартал как раз попадает между этими улицами.
- Какие памятники архитектуры находятся на этой территории?
- Вероятнее всего, там были вновь выявленные памятники. Может быть, какой-то яркой архитектурной ценности они и не имели, но имели ценность как объекты наиболее ранние и исторические. С этой точки зрения, людям незнакомым со значимостью территории, кажется, что объекты не имеют никакой ценности. Но их значимость именно в том, что они по типологии могут быть уникальными. Насколько я помню, именно в этом квартале стоял дом с мезонинном. Таких домов у нас в Самаре осталось всего четыре-пять. Это один из самых ранних типов жилой застройки.
21 квартал уникален тем, что застройка зданиями шла по улице Водников, а потом в глубине находился ещё ряд домов. При накладке дорегулярного плана улицы Водников, видно, что эта дорегулярная улица сохранилась внутри квартала. Получается, что у 21 квартала есть очень мощная историческая летопись. И в связи с этим застройка его многоэтажными зданиями ни для самого квартала, ни для окружающей территории – вещь абсолютно неправильная. Там и так уже появилась пара высоких зданий, например, на углу улиц Алексея Толстого и Пионерской. Там раньше стояло два ценных здания из дерева. Насколько я помню эту давнюю историю, их разобрали для того, чтобы собрать в Ширяево, но так и не собрали. А сейчас на этом месте стоит двенадцатиэтажка. И этот дом уже во многом меняет окружающую территорию, сильно закрывает особняк Сурошникова, памятник федерального значения.
Есть ещё и транспортная проблема. Такое активное заселение маленьких квартальчиков большим количеством народа приводит к тому, что там просто негде парковаться. Необходимо строительство каких-то гаражей. Причем у нас они почему-то строятся не подземными, а отдельно стоящими. Это нарушает в целом историческую среду.
На публичных слушаниях, как я понимаю, будут рассматриваться вопросы именно по нижней части 21 квартала, который относится к улице Водников. В целом, застраивать такие древние исторические кварталы микрорайонными высотными домами – это просто кощунство по всем параметрам. Это искажение исторической среды, восприятия территории, закрытие визуальных коридоров, изменение масштаба среды. Я не знаю, почему так делается. Есть прекрасные примеры, когда исторические кварталы реконструируются в масштабе четырёх-пяти этажей. А наши строители умудряются просто ставить высотки. В результате среда искажается, становится безвкусной, неинтересной. Там станет невозможно гулять самим горожанам, и будет нечего показать туристам.
Это дешёвый, экономичный подход к уникальной и ценной территории. Но пусть эти предложения будут реализовываться на более приемлемых территориях. У нас много резервных территорий. Например, на Заводском шоссе, вдоль Самарки, там нет никаких памятников, много ветхой застройки.