11 диссертационных советов приостановили свою работу в Самарской области. Такое решение в рамках программы оптимизацииприняли Высшая аттестационная комиссия и министерство образования РФ. Всего в ПФО свою работу «временно прекратили» 74 диссертационныхсовета.Наиль Идрисов в беседе с «Засекиным» рассказал, что требования к диссертационным советам слишком жёсткие и соответствовать им смогут преимущественно вузы Москвы и Санкт-Петербурга.

Наиль Идрисов, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Самарского государственного университета, генеральный директор «ЛексФинансГруп»:

-Налицо целенаправленная деятельность министерства образования по сокращению количества вузов. Не только в Самарской области, но и в других регионах складывается абсолютно такая же ситуация. Руководство страны считает, что у нас слишком много кандидатов наук и вообще слишком много людей с высшим образованием. И, конечно, целенаправленно ведётся деятельность по сокращению диссертационных советов. В перспективе я предполагаю, что советы сохранятся лишь в некоторых престижных вузах Москвы и Питера. То есть по стране сохранится максимум 10-12 советов, как докторских, так и кандидатских.

На университете это однозначно не отразится положительно. Новые положения о порядке деятельности диссоветов очень жёсткие, и не каждый вуз может подать заявку. Что касается специализации по уголовному праву, то деятельность нашего совета приостановлена. Мы подали документы на возобновление, но они будут рассматриваться где-то в июле. У нас ещё есть небольшие перспективы, и,может быть, нам позволят вновь его открыть.

Приволжский федеральный университет в Казани, Кубанский госуниверситет и ряд других вузов, всех лишили диссертационных советов. И я бы не сказал, что это проблема университета. Даже вузы с большими ресурсами, такие как Московская государственная юридическая академия, Московский государственный университет, с трудом открывают диссертационные советы.Поэтому, я думаю, что в последующем эта деятельность по прекращению советов будет продолжена. Те советы, которые функционируют сейчас, не соответствуют новым требованиям, а они очень жёсткие. Не соответствуют, например, по количеству профессоров и докторов наук. Они должны быть штатными, а не приняты по совместительству или на полставки. Конечно, не каждый вузможет позволить себе организовать такой совет. Мне не совсем понятна эта тактика, что советов должно быть мало. Непонятно, почему наши президент и председатель правительства,будучи сами юристами и имеющие научные степени, говорят о том, что юристов и советов много. Оттого, что народ будет образованней, будет защищаться, хуже явно нестанет. Да, можно повышать качество защит, можно вводить высокие требования к самостоятельности работ. Сейчас даже есть соответствующие компьютерные программы, например,антиплагиат и так далее.

У нас на кафедре числится около десятка соискателей и аспирантов. Когда встаёт вопрос о защите, то, конечно, в родных стенах защищаться всегда легче и приятнее. К тому же количество диссертантов  - это показатель престижа вуза. Вуз вскормил, взрастил специалиста, который многого добился в науке. Нас лишают такой возможности.Мы стараемся, конечно, но против властного механизма не пойдёшь. Сейчас мы своих аспирантов и соискателей готовим к защите в Москве, поскольку претендовать на самарский совет у нас уже практически нет надежд. И дальше всё будет только хуже.

- Что будет с аспирантами?

- Нашим аспирантам, которые в ближайшее время выходят на защиту, мы ищем место. В основном защиты проходят в Москве. Например, в Российской академии правосудия при Верховном суде, в Московской государственной юридической академии, в Московском государственном университете. Но как можно наш вуз сравнить с московским вузом, где зарплата профессоров куда выше и, соответственно, их на кафедре числится по 40 человек? Конечно, у них показатели будут мощнее и сильнее наших. Но в  целом мы не расстраиваемся. В аспирантуру люди идут. Бюджетные места всё ещё выделяют и даже есть конкурс. Люди понимают, что защищаться престижно, а с учётом того, что советы закрываются, кандидатская степень становится на вес золота. Из ста юристов, может быть, один будет обладать степенью кандидата наук. Сейчас всё это превращается в определённую форму заработка денег. Её порождает высокая конкуренция в вузах, где есть советы. Ну, например, правовая экспертиза диссертации в Московской государственной юридической академии стоит в районе 200 тысяч рублей. Правда, это официальный платеж, но все понимают, что вузы, где есть советы, становятся источником дохода. Единственно, будет смешно, например, с Дальнего Востока ехать в Москву защищаться через полстраны. Потому что в Дальневосточном университете, по-моему,диссоветтоже закрыли.Всё будет в Москве. И тех людей, которые защищаются,станет ещё меньше. Хотя нам говорят о модернизации науки, о том, что нужно помогать молодым. Молодые не придут, у них не хватит возможностей. Защищаться будут только те, у кого есть деньги. Опять вводится имущественный ценз. Наверное, кандидатами наук будут теперь только обеспеченные люди.