Проблемные вопросы развития транспорта и транспортной инфраструктуры на территории Самарской области обсудили 20 апреля на совместном заседании комиссии региональной Общественной палаты по вопросам экономики, промышленности, сельского хозяйства и предпринимательства и комиссии по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ.

Зампредседателя Общественной палаты Самарской области Константин Титов на заседании заявил, что проблемы в транспортной отрасли, особенно в том, что касается пассажирского транспорта, накапливались десятилетиями.

У каждого муниципального образования своя специфика, но есть и немало общих проблемных позиций. Необходимо выработать конкретные рекомендации, которые будут способствовать улучшению ситуации. Поле для деятельности здесь очень большое, и однозначно хотелось бы, чтобы эта работа стала программной, системной с опорой на накопленный опыт, - сказал Титов.

По его информации, в Самаре не хватает рабочих рук, а электричек, которые возили людей на работу из Чапаевска, Отрадного, Новокуйбышевска, становится всё меньше.

По словам председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ Виктора Часовских, метро в его нынешнем виде совершенно не отвечает запросам жителей города. Есть серьезные вопросы по нескольким маршрутам, по организации движения общественного транспорта. Остро стоит кадровый вопрос.

Зампредседателя комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, член Общественного совета при Министерстве транспорта России Илья Зотов отметил, что со стороны федерального бюджета данное направление финансируется по остаточному принципу.

При этом больше средств расходуется на крупнейшие города и агломерации, тогда как сельские территории остаются без качественного транспортного сообщения, а малые города испытывают огромные трудности при запуске новых маршрутов. Документы транспортного планирования, которые сейчас разрабатываются для ряда субъектов, по сути, готовятся «из Москвы», пассажиропотоки считают без выезда на место. В итоге новые маршрутные схемы не отвечают тем запросам, которые есть в рамках конкретного муниципалитета, и запущенные транспортные реформы вызывают шквал критики со стороны жителей, - рассказал Зотов.

Единая программа, в которую бы входили комплексные предложения по каждому виду транспорта, на сегодняшний момент отсутствует.

Государственная программа развития транспортной системы Самарской области рассчитана до 2025 года.

Перевозки в Самарской области  осуществляют 82 перевозчика, из которых 39 работают на межмуниципальных маршрутах. Перевозки действуют по 581 маршруту, в том числе 208 межмуниципальным (из них 83 – междугородних) и 370 муниципальным (из которых трамвайных – 24, троллейбусных – 36).

По сообщению руководителя управления автомобильного и железнодорожного транспорта департамента развития транспортного комплекса министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области Константина Михайлова, основной задачей областной минтранс на данный момент видит работу по обновлению подвижного состава.

В 2022 году за счет средств федерального гранта, который был выделен региону, на условиях пятилетнего лизинга было закуплено 12 односекционных трамвайных вагонов для Самары и 58 автобусов для Тольятти, Новокуйбышевска, Сызрани, Кинеля, Отрадного, Похвистнева. Поставку этих автобусов обещают в текущем году.  В 2019-2022 годы был закуплен один 4-хвагонный поезд метро и выполнен капитальный ремонт 22 вагонов, а в 2023 году запланирован капремонт еще шести вагонов. 

Как объяснил Михайлов, подвижной состав Самары и Тольятти обновляется в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Автобусы для малых городов и межмуниципальных перевозок приобретаются за счет привлечения специальных казначейских кредитов.

В Минтранс РФ направлена заявка на приобретение 567 автобусов большого класса вместимости. Для ТТУ г.о. Самара предусмотрена 5-летняя программа по модернизации трамвайной инфраструктуры стоимостью 1 млрд рублей (на этот год заложено 138 млн рублей). В текущем году будут построены и введены в эксплуатацию автостанции в г.о. Отрадный и г.о. Похвистнево. Для решения проблемы пассажирского флота планируется строительство серии судов вместимостью 240 человек на Самарском судоремонтном заводе, - сообщил Михайлов.

Заместитель руководителя департамента транспорта администрации Самары Александр Ерополов рассказал, что перевозки в Самаре осуществляются по 101 маршруту общественного транспорта (из них 84 – по регулируемым тарифам). Ежедневно в городе работает свыше 1 тыс. единиц подвижного состава. Выпуск транспорта в Самаре составляет только порядка 85% от норматива.

Износ подвижного состава в автобусном парке составляет 69%; износ трамвайного и троллейбусного парка ещё выше. Износ парка техники составляет свыше 90% по трамвайным вагонам. Трамваи эксплуатируют уже более 30-ти лет. Износ трамвайных – путей почти 50%. Из-за неудовлетворительного состояния на 13% путей  введено ограничение скоростного движения.

По утверждению Ерополова, трамвайные вагоны Tatra выпуска 1970-1990-х годов вписываются в программу модернизации. Сегодня в Самаре 330 таких вагонов.

Установка новых корпусов на пусть не новые, но прочные, качественные тележки обойдется в 2,5 раза дешевле, чем закупка новых вагонов (один новый вагон стоит почти 70 млн рублей), уверен замруководителя департамента транспорта. Принято решение о выделении 145 млн рублей на осуществление программы модернизации.

Муниципальные чиновники сетуют на недостаточный уровень финансирования. В 2023 году на финансирование отрасли транспорта из городского бюджета Самары планируется выделить порядка 1 млрд рублей.

В Тольятти действуют 102 маршрута общественного транспорта и более 650 единиц подвижного состава. Перевозкой пассажиров занимаются 13 организаций, две из которых муниципальные (73 маршрута, на которых предусмотрен льготный проезд), остальные 11 – коммерческие – работают по нерегулируемым тарифам.

Средний возраст муниципальных автобусов и троллейбусов – восемь лет. В ближайшее время автобусный парк обещают пополнить 19 автобусами большого класса вместимости. Они закуплены на средства федерального гранта, полученного Самарской областью.

Потребность в обновлении подвижного состава составляет у АТП – 195 автобусов, у ТТУ – 33 троллейбуса.

Проблемой для Тольятти является дефицит водителей, так как их заработная плата в Автограде на порядок ниже, чем в Самаре. Сейчас требуется более 500 водителей автобуса и более 160 водителей троллейбуса. Степень изношенности коммунальных сетей АТП – порядка 70%, сетей энергохозяйства ТТУ – порядка 95%.

Один из лучших способов добиться серьезной экономии бюджетных средств и эффективности в организации пассажирских перевозок – применение цифровых технологий. Например, на сложные маршруты можно выпускать водителей с поддержкой электронных систем, сокращать число кондукторов. Можно посмотреть, как эксплуатировать подвижной состав более рациональным способом, осуществлять переброски с маршрута на маршрут. Карта жителя Самарской области – уникальный инструмент, в который можно внедрить много различных сервисов, опирающихся на геоинформационные системы. У нас есть собственные разработки по управлению трафиком. Комплексная аналитика позволит существенно снизить эксплуатационные издержки и износ подвижного состава за счет динамического маршрутообразования в определенных пределах», – заявил член Общественной палаты Самарской области Дмитрий Камынин.

Участники заседания пришли к выводу, что, обладая передовыми технологическими разработками, Самарская область отстает от других регионов по их внедрению.

По мнению Зотова, необходимо повышать эффективность управления транспортными предприятиями. В некоторых регионах уже пошли по пути передачи самых загруженных и «денежных» маршрутов муниципальным, а не коммерческим предприятиям.