Основания привлечения к ответственности собственника, который разрушил пристрой к самарскому элеватору, отсутствуют. Об этом врио руководителя управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области (УГООКН) Иван Стафеев заявил в передаче «Городская среда» на радио КП-Самара.

Сейчас объект находится в собственности компаний владельца ГК «Новый Дон» Анатолия Давидюка.

Начало сноса элементов уникального элеватора - образца мировой брутальной архитектуры - зафиксировало Самарское региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) 5 февраля.

Вчера выезжала на место оценить масштабы разрушения, и это ужас! Снесли погрузочный терминал! Его использовали для разгрузки зерна с вагонов и дальнейшей его отправки в башни зернохранилища. Он являлся неотъемлемой частью сооружения, а не чем-то ненужным или трансформаторной подстанцией, в чем нас пытаются убедить, — сообщила 7 февраля автор фильма про самарский элеватор Елена Колганова.  

В настоящее время продолжаются суды между ВООПИК и УГООКН. ВООПИК настаивает на ценности элеватора, как объекта культурного наследия и предостерегает от его сноса. УГООКН не видит в объекте архитектурной, градостроительной ценности и подлинности. Ведомство утверждает, что снос элеватора всё равно невозможен, так как он входит в предмет охраны исторического поселения, как доминанта.

Суд не вынес решения, что объект не представляет ценности. Да и сам факт включения элеватора в предмет охраны исторического поселения как архитектурная доминанта, предполагает его сохранение. Налицо нарушение Федерального закона №73 «Об объектах культурного наследия...», - обратила внимание на несоблюдение норм законодательства председатель самарского отделения Всероссийского общества охраны памятников и культуры Нина Казачкова.

Уже днём, 6 февраля, депутат Госдумы РФ Александр Хинштейн заявил, что созвонился с собственником объекта, который пояснил, что снесена якобы неработающая аварийная подстанция.

В передаче «Городская среда» Нина Казачкова обратила внимание слушателей, что снесли вовсе не аварийную подстанцию.

Фактически это снос. Жители зафиксировали,что в конце января пристрой был, а в начале февраля его уже не было. В проекте этот пристрой есть как вход. Поэтому мы сразу подняли всех, кого можно. Собственник здесь безусловно нарушает закон по сносу, по любым работам, поскольку, как мы считаем, это доминанта в предмете охраны исторического поселения, и собственник не может так поступать с объектом, — возмущена председатель самарского отделения ВООПИК.

Иван Стафеев пояснил, каким должен быть порядок действий, если собственник собирается что-то сносить на этой территории:

Поскольку работы должны будут проводиться в границах территории объекта культурного наследия и на земельном участке, непосредственно связанном с границами территории (на соседнем участке располагается памятник архитектуры мельница Соколовых), то, как  минимум, необходима разработка раздела по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, историко-культурная экспертиза этого раздела и согласование с нашим управлением. Такие работы должны быть согласованы, — объяснил Иван Стафеев.

Врио руководителя УГООКН рассказал, что когда в ведомстве узнали о проведении работ по сносу, то вышли на связь с собственником. Тот не опроверг проведение работ непосредственно на объекте. Сообщил, что некоторое время назад были демонтированы технические сооружения (трансформаторная подстанция), и этот демонтаж был связан с переносом энергетических сетей.

Строения состоят из нескольких литер. И на тех литерах, которые являются силосными башнями и норией, соединяющей эти силосные башни, проведение работ на них мы не зафиксировали, — утверждает Иван Стафеев.

А мы зафиксировали. Куда делся пристрой? Мы зафиксировали, что на следующий день туда зашла техника (камазы), у нас есть фотографии. Мы зафиксировали, что собственник ведёт какие-то работы по сносу. Там две башни, нория между ними, и по линии со стороны Самарки идёт пристрой. Он в проекте этого элеватора. Поэтому, как не зафиксировать, я не знаю. Давайте вместе выедем на объект! — предложила Нина Казачкова, — Это никакая не трансформаторная будка, это центральный вход на объект элеватор. На всех фотографиях он есть, давайте проект поднимем, это бесспорно, фотофиксацию мы провели. Возможно, что и грунт может поехать. Строился объект таким образом, что этот пристрой тоже какую-то функцию выполнял, это был единый проект, его не пристраивали когда-то, он был единый в составе элеватора.

По мнению Нины Казачковой, власти должны выходить на разговор с собственником с предложениями:

Есть государственно-частное партнёрство, или, может быть, какой-то проект, который заинтересует собственника. Или предоставить другую площадку, а эту взять для города. Потому что объект, помимо того, что он знаковый, он еще может принести в дальнейшем городу прибыль, если его задействовать в туристические маршруты. Здесь нужно дальше видеть, чем на сегодняшний день. В ноябре 2021 года был представлен проект, там две башни вместо элеватора и обычное жильё.

На вопрос, грозит ли собственнику какая-либо ответственность за проведение работ, Иван Стафеев заявил:

Конкретно у нас никаких оснований привлечения собственника к ответственности  в данном случае нет. Здесь необходимо вернуться к вопросу судебного разбирательства. Мы категорически возражаем против проведения каких-либо работ до вынесения решения суда. И собственник об этом уведомлен. Тем не менее, судебное разбирательство касается конкретных литер к, к1, и в отношении них проведение работ нами зафиксировано не было.

Самарцы сразу начали выражать свой протест против начала сноса элеватора. Сотрудник самарской Третьяковской галереи Илья Сульдин вышел с плакатом к зданию элеватора со словами #СТОПСНОС. Фото он разместил в своих соцсетях. Директор Музея имени Алабина Андрей Кочетков заявил, что «снос элеватора - это крушение надежд на то, что Самара - город, в котором могут приниматься умные и сложные решения».

Самарские активисты предлагают различные варианты приспособления элеватора: дата-центр, музей Голода в Поволжье, музей истории Самары, архив, выставочный центр, самый высокий ресторан и т. д.