Представитель экс-руководителя ОАО «Авиаагрегат» Игорь Казарин прокомментировал для портала Засекин.Ру новость о возвращении Геннадия Кулакова в совет директоров ОАО «Авиаагрегат» и рассказал о том, как развивался корпоративный конфликт с февраля 2011 по июнь 2012 г.
- Как непосредственный участник судебных разбирательств акционера Кулакова и ОАО «Авиаагрегат», расскажите о реальных причинах возникшего корпоративного конфликта.
- Как известно, Кулаков Геннадий Алексеевич не только миноритарный акционер «Авиаагрегата», владеющим более 10 % акций, но также с 1997 по 2011 гг. являлся членом совета директоров предприятия.
В феврале 2011 г. акционер направил в адрес Общества предложение, в котором были выдвинуты кандидаты в новый состав совета директоров и ревизионной комиссии предприятия.
Подобные предложения акционеров рассматриваются советом директоров по упрощенной процедуре, путём заочного голосования по предварительно подготовленным опросным листам. При этом в опросном листе членам совета директоров предлагается рассмотреть все поступившие предложения акционеров по повестке дня годового собрания и выдвинутых кандидатов.
Однако 18 февраля 2011 г. председатель совета директоров Андрей Рыбин направил в адрес отдельных членов совета письменное мнение, в котором указал, что предложение Кулакова содержит недостоверную информацию о принадлежащих ему акциях. Это мнение и измененные им опросные листы были направлены пяти членам совета директоров. Геннадию Кулакову опросный лист в редакции Рыбина не направлялся. В итоге члены совета директоров голосовали по недействительным опросным листам, а Кулаков вообще был лишен возможности проголосовать.
- Оспаривали ли вы это решение Совета директоров?
- В течение двух дней с получения протокола совета директоров и копий измененных опросных листов мы обратились в Арбитражный суд Самарской области с соответствующим иском. 30 мая 2011 года арбитраж признал решение совета директоров в оспариваемой части недействительным. При этом суд пришел к выводу, что это решение «не отвечает требованиям закона и нарушает права и охраняемые законом интересы акционера Кулакова».
19 июля 2011 г. 11 ААС оставил без изменения решение суда первой инстанции. Суд апелляционной инстанции прямо указал, что «... фактически член Совета директоров ОАО «Авиаагрегат» и акционер общества, имеющий более 2% акций от общего количества акций общества, Кулаков Г.А. был неправомерно отстранен от голосования по вопросам выбора членов Совета директоров и ревизионной комиссии, чем нарушены права и законные интересы истца на управление делами акционерного общества». В тоже время суд посчитал невозможным удовлетворение требования истца о понуждении ответчика включить кандидатуры акционера в списки для голосования.
После этого мы стали обжаловать решения нового совета директоров, который, на наш взгляд, является не легитимным. Однако Федеральный арбитражный суд Поволжского округа неожиданно принял к рассмотрению кассационную жалобу еще одного акционера «Авиаагрегата» - ГК «Ростехнологии», тем самым, придав корпорации привилегированный статус по отношению к другим 1030 акционерам предприятия. В итоге суд кассационной инстанции по формальным основаниям отменил судебные постановления и направил дело на новое рассмотрение, а все наши судебные победы стали рушиться как карточный домик.
Наиболее ярким примером происходящего является решение Арбитражного суда Самарской области от 23 апреля этого года по этому же делу, в котором суд, на наш взгляд, пришел к весьма своеобразному выводу о том, что «доводы истца на момент рассмотрения спора противоречат ...задачам судопроизводства в арбитражных судах».
- Получается, что Совет директоров, избранный в июне 2011 г. так и не признан не легитимным?
- Нами подготовлена и подана апелляционная жалоба, в которой акционер выразил определенное недоумение отсутствием в судебном акте каких-либо ссылок на закон «Об акционерных обществах». Посмотрим, что скажет суд апелляционной инстанции при новом рассмотрении дела.
- Как Вы думаете, зачем г-на Кулакова отстранили от деятельности Совета директоров?
- По моему мнению, Г. Кулакова сознательно и демонстративно отстраняли от доступа к объективной и оперативной информации о текущей деятельности предприятия. Ведь объемы полномочий члена Совета директоров и миноритарного акционера существенно отличаются.
Более того, руководство предприятия в категоричной форме отвергло предложение акционера о проведении инициативного аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2011 год, хотя Кулаков выразил готовность оплатить услуги аудиторской компании за счет собственных средств.
- Каковы пути выхода из данного корпоративного конфликта?
- В соответствии с уставом «Авиаагрегата» к компетенции совета директоров относятся: определение стратегии развития и приоритетных направлений деятельности общества; утверждение его долгосрочных планов финансово-хозяйственной деятельности; создание системы управления рисками, утверждение внутренних процедур общества по управлению рисками, анализ эффективности таких процедур и урегулирование корпоративных конфликтов.
Между тем, финансово-экономические показатели деятельности предприятия за 2011 г. (существенный рост кредиторской задолженности, непроизводственных расходов, затоваривание готовой продукцией и т.д.) показали, что совет директоров со своими задачами не справился.
Считаю, что сложившаяся ситуация на предприятии не отвечает ни интересам Г К «Ростехнологии», ни интересам ОАО «Авиаагрегат». Единственным основанием для ее возникновения является выбор А. Рыбиным, ныне утратившим и пост председателя совета директоров, и руководящие роли в ГК, изначально ошибочных приоритетов при управлении заводом. Вместо решения стратегических задач развития, освоения производства новой продукции, инвестирования, председатель совета директоров лишь создавал многочисленные поводы для судебных разбирательств.
На протяжении всего прошлого года Кулаков неоднократно обращался к совету директоров с предложением заключить мировое соглашение, вернувшись к исходной точке -18 февраля 2011 года. И «с чистого листа» продолжить сложившуюся за предыдущие годы практику эффективного стратегического управления предприятием.
Уверен, что избрание Геннадия Кулакова в состав Совета директоров в июне 2012 г. в конечном итоге приведет к успешной реализации данного предложения, и принесет пользу как ОАО «Авиаагрегат», так и всем его многочисленным акционерам.