На фоне освобождения Михаила Ходорковского и в преддверии международного суда в Гааге по «делу Юкоса» «Самаранефтегаз» должен будет либо перестать осуществлять выплаты своим акционерам и аффилированным структурам, либо внести залог во исполнение решения о взыскании с него 185,9 миллиона долларов в пользу люксембургской компании Yukos Capital S.a.r.l. Такое решение вынес федеральный суд Нью-Йорка.

Решение федерального суда Нью-Йорка оценил адвокат Дмитрий Натариус.

- Налицо противостояние двух арбитражных систем – Российской Федерации и международного частного арбитража при Международной Торговой палате. Международные торговые палаты имеют свои арбитражные суды, это договорная подсудность. Поэтому в договоре обязательно должна быть оговорка о юрисдикции международного частного арбитражного суда по данной сделке. Если это условие соблюдено, то арбитражные суды Российской Федерации обязаны выдавать по такому решению соответствующий судебный акт. Но сторона вправе апеллировать при таких обстоятельствах, если считает оговорку недействительной, в арбитражные суды Российской Федерации в качестве возражений по выдаче исполнительного документа. Соответственно арбитражный суд вправе отказать в выдаче исполнительного листа в случае, если сочтёт, что при вынесении решения договорным международным арбитражом были нарушены условия арбитражной оговорки либо имело место быть существенное нарушение норм процессуального права. Поскольку российские арбитражные суды признали такую оговорку недействительной по своим основаниям, отказав в выдаче исполнительного листа, «Юкос», скорее всего, счёл данный отказ  политизированным и решил реализовать судебный акт посредством международного права. И именно для этих целей обратился в Федеральный суд Нью-Йорка. Международные суды, в том числе и федеральные, достаточно объективно пытаются рассматривать, в том числе, и экономические споры, ориентируясь именно на защиту права.  У нас суды скорее процессуальные, чем материальные. Во главу угла ставится процессуальное исполнение норм и казуистика, нежели формальная защита прав.

Арест, наложенный иностранным судом, не распространяется на юрисдикцию российского имущества «Самаранефтегаза». Нельзя арестовать активы в Российской федерации, но нью-йоркский суд вправе наложить обеспечительные меры на имущество, находящееся в его юрисдикции. Если у ответчика имеется имущество в юрисдикции Нью-Йоркского федерального суда, то его могут арестовать, передать на хранение, или же наложить запрет на отчуждение или пользование. Соответственно, в части средств, находящихся на счетах в нью-йоркских банках эти обеспечительные меры могут быть исполнены, в том числе перечисление средств на депозит суда и запрет на выплату дивидендов. Тем не менее, у ответчика есть неоспоримое право воспользоваться обжалованием таких обеспечительных мер, доказать, что они не обоснованы и нарушают те или иные права.