11 марта госдума РФ приняла в третьем, окончательном, чтении закон о введении единых правил проведения в России дистанционного электронного голосования (ДЭГ).
Законом упраздняется статус члена комиссии с правом совещательного голоса для участковых и территориальных комиссий. Соответственно, возможность наблюдения за выборами значительно сокращается. Кандидаты часто ее использовали для контроля того, что происходит на участках.
Кроме того, в городах с численностью избирателей свыше 500 тысяч теперь возможно создание избирательных участков с количеством избирателей более трех тысяч человек. Это также может осложнить контроль для наблюдателей.
Депутат госдумы Михаил Матвеев поделился с «Засекиным» мнением о том, как он оценивает принятие нового закона о ДЭГ:
- Оцениваю этот закон исключительно отрицательно. Считаю, что это еще один шаг к регулированию результатов выборов «под заказчика». Фактически - это один из способов фальсификации. Здесь можно привести много разных доводов в поддержку этого аргумента. Основной из них заключается в том, что этот процесс практически не контролируется со стороны наблюдателей.
Многие считают, что новая система электронного голосования защищена от атак, технических фальсификаций и других рисков. Депутат приводит противоположное мнение:
- Что касается заявлений о невозможности каким-то образом вмешаться в компьютерную систему - то это опровергается тем, что ежедневно совершаются кражи денег в банковской сфере на миллионы, миллиарды долларов. И, понятное дело, что система обеспечения безопасности финансов тоже разрабатывается не дураками, однако ее преодолевают. Что уж говорить по поводу системы защиты голосов. Мне кажется, что все это приводит к тому, что следующий избирательный цикл может оказаться бессмысленным с точки зрения участия в нем оппозиционных политических партий. То есть результат будет предопределен заранее до доли процентов и потом просто объявлен.
Михаил Матвеев рассказал, как новый закон может повлиять на контроль за процессом проведения выборов:
- Ликвидация института членов комиссий с правом совещательного голоса - это очень сильный удар по возможности контроля на избирательных участках. Потому что эта позиция, исходя из тех полномочий, которые имеются, была наиболее работоспособной. Она обладала наибольшими полномочиями среди тех членов комиссий, которых кандидат мог реально назначить в ходе избирательной кампании.
Потому что, даже если предположить, что у политических партий есть в комиссиях члены комиссий с решающим голосом, то они все-таки при всех их серьезных полномочиях не в состоянии осуществлять общее наблюдение за ходом выборов.
Потому что они, как правило, в ходе избирательной кампании задействованы на конкретном участке - это выдача бюллетеней, проверка документов избирателя и т.д. То есть они не в состоянии следить за тем, что происходит вокруг. Это может делать только человек со «свободным мандатом». Взяли члена комиссии с решающим голосом, отправили с урной и все - его нет на участке. А в этом плане аргументация авторов законодательных изменений - она просто вызывает недоумение. Поэтому считаю, что это еще один шаг к демонтажу демократических выборов в России.
Комментарии (0)
Оставить комментарий