10 марта 2022 года Госдумой РФ во втором чтении был принят проект федерального закона о так называемом дистанционном электронном голосовании.

Руководитель юридической службы Комитета Самарского областного отделения политической партии КПРФ Валентин Сошников поделился с «Засекиным» своим мнением о законопроекте:

Законопроектом предлагается не только дополнить действующие законы о выборах положениями, согласно которым при проведении выборов и референдумов по решению избиркома голосование может проводиться в дистанционной электронной форме, но и изменить порядок назначения членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

Выдвигаемые по спискам кандидаты или политические партии при проведении федеральных выборов смогут назначать только одного члена ЦИК и одного члена регионального избиркома с правом совещательного голоса. А при проведении выборов в органы власти субъекта РФ - только в региональную избирательную комиссию.

Кроме того, законопроектом предлагается объединять участковые избирательные комиссии на выборах и референдумах, если общее число избирателей на участке составляет более 3 тысяч. Такой порядок формирования избирательных комиссий предлагается ввести в городах федерального значения, административных центрах субъектов РФ и городских округах с численностью избирателей более 500 тысяч человек по согласованию с избирательной комиссией субъекта и с ЦИК.

Муниципальные же избирательные комиссии с 1 января 2023 года предлагается упразднить. Вопросы подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума должны быть переданы в ведение территориальных комиссий. При этом по решению избирательной комиссии субъекта РФ полномочия избиркома могут возлагаться на участковую комиссию, действующую в границах этого муниципального образования.

Фракция политической партии «КПРФ» проголосовала категорически против принятия данного законопроекта, так как мы полагаем, что не можем идти против воли народа, который выступает за честные и демократические выборы.

Как юрист считаю необходимым отметить, что, на мой взгляд, система дистанционного электронного голосования не совершенна, это показали прошедшие в единый день голосования 2021 года избирательные кампании.

Политические партии, кандидаты не смогли полностью проконтролировать процедуру дистанционного электронного голосования, что впоследствии послужило основаниями для обращения некоторых из них в судебные органы.

Укрупнение участковых избирательных комиссий также усложнит контроль избирательных объединений, кандидатов, наблюдателей за чистотой избирательного процесса и приведет к увеличению количества жалоб на нарушения избирательного законодательства, вследствие чего увеличится и нагрузка на членов избирательных комиссий с правом решающего голоса.

Изменение же порядка назначения членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса с фактическим упразднением института членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса участковых и территориальных избирательных комиссий лишит кандидатов ряда прав, имеющихся в настоящее время, так как, на протяжении существования института членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, кандидаты, с назначением таковых, по сути, делегировали им свое право по контролю за порядком и процедурой голосования с правами более широкими, чем права наблюдателя.

Предполагаемое увеличение количества назначаемых наблюдателей не сможет заменить такой субъект избирательного процесса, как член избирательной комиссии с правом совещательного голоса.