За коррупцию, бюджетный кризис и экономическую стагнацию ответят чиновники. После зимних каникул Госдума рассмотрит законопроект, согласно которому должностные лица, «неэффективно» осваивающие бюджетные средства, будут привлекаться к уголовной ответственности на срок до 7 лет лишения свободы, подвергаться крупным штрафам и лишаться права занимать «хлебные» должности сроком до трёх лет.

Эту новость для ИА «Засекин» прокомментировал депутат Губернской Думы Гумар Валитов.

- Конечно, это попытка вести борьбу с коррупцией и оптимизировать бюджетные расходы. Но борются со следствием, а не с причиной. Причина заключается не в том, что у нас чиновник неэффективно использует бюджетные деньги, а в том, почему он так делает. Виной тому не только личность какого-то государственного служащего, но и объективные условия. Представьте себе любого живущего в  Самаре чиновника. Он закончил вуз, прошёл все круги ада, и стал чиновником. У него есть желание приобрести квартиру. Но на свою зарплату он её купить не сможет. Он хочет создать семью, купить машину, обеспечивать своего ребёнка. Его зарплаты для этого недостаточно. Заработная плата среднего чиновника в Самарской области – 40 или 50 тысяч рублей в месяц. Это не позволит ему приобрести хорошую квартиру за 4 миллиона рублей и, скажем, машину за миллион.

Мы знаем, что любой бизнесмен старается работать в тени. Уходить от налогов, получать преференции. Поэтому бизнесмен заинтересован в том, чтобы давать взятки. А чиновник, в свою очередь, тоже заинтересован в том, чтобы эту взятку получить. Существующие экономические отношения сами создают предпосылки для того, чтобы чиновник взял взятку и неэффективно работал с бюджетными средствами.

Другая сторона проблемы чисто исполнительная. А какие критерии есть для того, чтобы понять, что средства были неэффективно использованы? Мы проводили «круглый стол», куда приглашалась Счётная палата и представители правоохранительных органов. И мы спрашивали у них, какие они, эти критерии оценки эффективности? Вот в Камышле строится образовательный центр. Строится уже 14 лет, туда вложено 800 миллионов рублей. Эффективно или неэффективно это? Поэтому критерии должны быть. Когда я начинаю спрашивать, почему так долго, мне отвечают, мол, а что вы хотите? Губернатор Титов с его командой начал, Артяков продолжил, а мы, теперь уже при Меркушкине, несём ответственность только за свою долю. То есть, никакой преемственности тоже нет. Нынешняя власть просто скажет, что это не моё. И таких примеров десятки. Это очевидно неэффективное использование средств, но официальных критериев для оценки не существует. Вопрос сложный, глобальный, поэтому вот так, с кондачка,  введя в уголовный кодекс понятие «неэффективного использования», мы эту проблему не решим. Самарская губернская дума подготовила аналогичную законодательную инициативу, отправив её в Государственную думу. Мы просили правительство и счётную палату разработать критерии оценки эффективности работы госслужащих и расходования бюджетных средств. Сейчас Госдума пошла по этому же пути. Но если критериев по-прежнему нет, а экономические предпосылки для коррупции продолжат существовать, то ничего не поменяется. У нас нет бизнеса, есть только спекуляция бюджетными деньгами и государственной собственностью. Виновата сама система, если её не изменить, то ничего не получится.