В Самару направлена рабочая группа полпредства президента в ПФО, которая «займется изучением ситуации в банковском секторе региона», сообщил Михаил Бабич. Полпред признался, что ничего не знает о «банковской войне» в регионе, но уверен, что «Самарская область является «помойкой», «постирочной» по выводу средств различных офшорных компаний, их легализации, отмыванию».
Эту новость для «Засекина» прокомментировал директор трастовой компании «Технология управления» Алексей Ульянин.
- Михаил Бабич назвал Самарскую область «помойкой», «постирочной» по выводу средств различных офшорных компаний»...
- Конечно, очень обидно слышать такие слова в адрес губернии, коренным жителем которой я являюсь. Несмотря ни на какие происходящие перипетии, я на самом деле далёк от мысли, что в других регионах ситуация намного лучше. Возможно, в Самарской области какие-то негативные моменты, связанные с большим объёмом обналичивания, имеют место быть. Но это не повод характеризовать словом «помойка» область, которая на сегодняшний день является достаточно приоритетной, перспективной и развитой с точки зрения экономики.
- Как вы оцениваете происходящее в некоммерческой банковской сфере Самарской области?
- Я слежу за развитием событий. Более того, у нашей организации счета в Волжском социальном банке. Сейчас платежи банк не проводит. Серьёзные финансовые проблемы, дефицит ресурсов на корреспондентских счетах, как это официально доводится до клиентов.
Справедливо ли называть сложившуюся ситуацию «банковской войной», сказать сложно. Скорее стоит говорить о несовершенстве банковской системы и об уязвимости региональных коммерческих банков перед «чёрными» PR-технологиями, которые были использованы для того чтобы искусственно создать панику среди клиентов банков, физических и юридических лиц. Паника, понятно, привела к резкому оттоку денег - граждане досрочно закрывают свои счета в банках. У любого регионального банка моментально столько ликвидности, конечно же, не найдётся. У банка, как у любой финансовой структуры, есть активные операции, есть пассивные, есть привлечённые денежные средства - они размещены в кредитах. В этом смысле банку, выполняя свои обязательства, конечно же, крайне затруднительно одномоментно найти большой объём наличных денежных средств для удовлетворения внезапно возникших требований клиентов.
Поэтому, безусловно, здесь должна быть активная позиция Центрального банка и властей области. Сложившаяся ситуация затрагивает не только физических лиц, вкладчиков региональных банков, но и интересы бизнеса. Она крайне негативно сказывается на бизнесе - невозможно проводить платежи. Деньги, которые зависли в Волго-Камском, Волжском Социальном банках, в банке «Солидарность» - это деньги, которые используются для заработка, это деньги, которые вложены в бизнес, это деньги, часть которых впоследствии составляет налоговые отчисления.
Я считаю, что в Волжском социальном банке и в «Солидарности» - про Волго-Камский банк сейчас уже не берусь говорить, так как у него отозвали лицензию - должны быть проведены стабилизационные процедуры, возможно, потребуется выделить стабилизационные кредиты на поддержание устойчивости и ликвидности банков вот в такой непростой ситуации. Сами по себе и Волжский социальный банк, и «Солидарности» - это мною очень уважаемые банки. Волжский социальный банк с 1993 года работает. Мы с этим банком сотрудничаем очень давно. И ничего, кроме положительного, я сказать об этом банке не могу. Мне было бы, конечно, очень жаль, если бы этот банк прекратил своё существование.
- Кому может быть выгодна эта паника?
- Сейчас есть на самом деле попытка развернуть вот эти вот оглобли в сторону Сбербанка. Ведь очевиден, казалось бы, ответ, что выгодополучателями в этой ситуации являются госбанки, в первую очередь, такие крупные, как Сбербанк и ВТБ. Потому что объективно люди, испугавшись вот такой нестабильности на финансовом рынке, побежали к госбанкам как к наиболее надёжным. И это факт. Но на самом деле, мне кажется, Сбербанк едва ли стал бы создавать и эксплуатировать эту панику. Сбербанк, как ни один другой банк, насыщен и наполнен ликвидностью. Сомневаюсь, что банк-лидер использовал какие-то «чёрные» PR-технологии для дополнительной капитализации, для привлечения клиентов. Хотя факт остаётся фактом: клиенты шли именно в госбанки.
Есть, правда, одно «но». Клиенты, которые обслуживались в Волжском социальном банке, в «Солидарности», в Волго-Камском банке, сейчас массово перетекают не только в государственные, но и в коммерческие банки. И некоторые коммерческие банки - не буду их называть, но информация эта абсолютно достоверная - сейчас переживают ажиотаж совсем другого рода - они не успевают с открытием расчётных счетов. Поэтому, с точки зрения привлечения клиентов на расчётно-кассовое обслуживание, некоторые банки, конечно, выиграли в данной ситуации.
Но в целом для экономики региона это огромный минус. То доверие, которое формировалось по отношению к банкам в течение десятилетий, сейчас может быть подорвано одномоментно, если региональные власти совместно с Центробанком никаких стабилизационных мер не примут. Это будет печально, конечно. Экономика развивается за счёт частных банков, за счёт частной инициативы, и ставить во главу угла госбанки неправильно. Да, они надёжны. Да, у них объём ресурсов большой. Но это должно быть одной из составляющих. А всё-таки двигатель любой экономики - это частный бизнес, а не государственные структуры.
Областные власти и Центробанк должны помочь банкам выжить потому, что сложившаяся ситуация - это не исключительно самих банков проблема. Это проблема, вызванная «чёрными» PR-технологиями, текущими обстоятельствами, отчасти смертью председателя правления Волжского социального банка Валерия Кучканова, отзывом лицензии у Мастер-банка. Последовательно в одной точке сошлись несколько моментов. Понятно, что это некая стратегическая линия государства. Понятно, что есть проблемы с «обналом». Они, кстати, есть не только в Самарской области, но и по всей России. Но как бы там ни было, вот такое радикальное вмешательство, оно не на благо экономике Самарской области пойдёт. Здесь все проигрывают. Я считаю, что борьба с «обналом», борьба за чистоту рядов должна быть планомерной и не должно быть этого махания шашкой.