Известный российский путешественник, автор и идеолог создания в постсоветской России ОБЖ Виталий Сундаков прокомментировал порталу Засекин.Ру инициативу депутатов Госдумы от фракции «Единая Россия» заменить предмет ОБЖ на «Начальную военную подготовку».

- Как Вы оцениваете инициативу депутатов Госдумы?

- Односложного ответа быть не может, поэтому хочу пояснить. Сначала, по поводу дисциплины ОБЖ. Когда я её активно внедрял много лет, то предполагалось, что дисциплина «Основы безопасности» будет включать в себя и юридическую самооборону, и психологическую защиту, и противостояние криминальным средам, и бронежилет от безработицы, и доврачебную помощь, и выживание в зонах гражданских беспорядков и военных конфликтов, и информационную защиту и так далее. В таком кластере, а не только выживание в сложных климатогеографических средах, дисциплина была бы важной. Это делало бы её первейшей в образовательном процессе. Но у нас всё делается как всегда – 150 тысяч школ в России, каждый год переиздания, поэтому к авторству учебников тебя никто не подпустит, если ты копейку с этого учебника получаешь. И учебники писали не просто отвратительно, а опасно. Я даже был вынужден писать статьи, которые назывались «Об антисоветах и об антисоветчиках, или об опасных советах по безопасности». 
Та дисциплина ОБЖ, которая сегодня существует, с тем уровнем подготовки преподавателей не годится никуда и, может быть, даже вредна, потому что она, в принципе, дискредитирует саму тему. Она, с одной стороны, чрезвычайно важна и нужна, но при условии, что будут нормальные курсы подготовки преподавателей, грамотные учебники и базы полигонно-тренажёрные – во время эвакуации транспортных средств, например. Ничего не стоит создать такие базы. Но воз и ныне там. Поэтому такую дисциплину хоронить не жалко, хотя она очень важная и нужная.
Что касается НВП, то у меня большие подозрения, что просто военным отставникам негде работать, и они лоббируют эту тему. Потому что нвпэшников отправили на пенсию или большей частью оставили преподавать ОБЖ, включив в дисциплину, например, тему о том, из какого металла сделан огнетушитель или правила приёма в Суворовское училище, что абсолютно безынтересно учащимся.
В принципе, срочная служба в армии предполагает обучение уже взрослых юношей, для этого и есть эта срочная служба. Поэтому кто ж против неких дисциплинарных пунктов? ОБЖ должно дисциплинировать и так далее, но это могут быть спортивные лагеря – не военные, а спортивные, которые могут дать и общефизическую и дисциплинарную закалку. Тогда надо гражданскую оборону вводить, «Ворошиловский стрелок» – бабушек обучать, раз уж собрались воевать всем миром, вне зависимости от возраста.

- На Ваш взгляд, НВП должна быть обязательной?

- Конечно же, нет. В идеале она может быть включена факультативно в дисциплины по безопасности – это и обращение с оружием, и взаимодействие в изолированных группах. Потому что если у нас в школе выживания была дисциплина, то так она и называлась – «Выживание в армии». В рамках дисциплины по безопасности можно учить молодого человека, как выжить в армии и к этому его готовить, а в армии его научат всему остальному, что связано с войной. А у девочек в это время может быть факультатив по домоводству, причём, на нём должны учить не зашивать носки, а преподавать, например, экономику. Потому что слово «экономика» в переводе на русский язык означает «семейный бизнес, домашняя бухгалтерия». На домоводстве могут учить, как воспитывать детей, как рожать, как выстраивать лад в семье, как вести домашнюю бухгалтерию.

- Некоторые депутаты предлагают проводить НВП в виде военно-патриотических игр…

- На мой взгляд, патриотизм – это любовь к Родине, а не ненависть к врагу. Проводить можно интересные подвижные игры на свежем воздухе, развивающие, дающие реальные навыки в разных сферах, но не связанные с агрессией, с войной, с убийствами.

- Выходит, патриотизм хотят воспитать не теми методами?

- Патриотизм – это сексуальные отношения с Родиной. Мы все без исключения страстно любим Родину, но мы все без исключения не любим своё государство. Не надо путать Родину и государство. Надо отдавать себе отчёт в том, кого мы воспитываем, взращиваем, образовываем и обучаем. Граждан – патриотов своей Родины или неких солдафонов, которые по первому гудку будут идти хоть в «Народный фронт», хоть в «Единую Россию», хоть куда – куда позвали, где веселее, где сцену поставили или в секту религиозную, потому что никакой защиты от тоталитарного воздействия – информационного, идеологического, религиозного мы не даём. Это как раз должна давать дисциплина «Основы безопасной жизни», если по-русски её называть. Я бы провёл ребрендинг дисциплины «Основы безопасности». Может быть, даже заменив слово «безопасность» на слово «жизнь», если бы это не звучало так претенциозно, но такая дисциплина самая важная, потому что все бьются и спорят, кто первичнее – семья или школа, армия или институт в воспитании и образовании человека.