Кировский областной суд сегодня постановил заменить ранее назначенные Алексею Навальному и Петру Офицерову реальные сроки заключения на условные — пять и четыре года соответственно. Навальный уже заявил, что намерен обжаловать приговор, и, несмотря на условный срок, продолжить политическую деятельность.
Эту новость информационному агентству «Засекин» прокомментировал депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев.
- История вокруг сроков Алексею Навальному явно политическая. С точки зрения политической логики, такое решение суда наиболее оптимально. Благодаря ему власть сохраняет лицо, а Алексей Навальный сохраняет свободу. С юридической точки зрения решение Кировского суда весьма сомнительное. Я понимаю, что в России не существует прецедентного права. Но, тем не менее, все мы помним, что Опалёв, на основании показаний которого было возбуждено уголовное дело в отношении Алексея Навального и Петра Офицерова, сам получил реальный срок, несмотря на то, что дал необходимые следствию показания. Странно получается, если посмотреть с судебной и юридической точек зрения, что одному дали реальный срок, а другому условный. Возможно, что и в этой ситуации тоже существует логичный выход для власти. В том случае, если приговор Опалёву тоже будет заменен на условный, то с позиции формальной логики всё более-менее складывается.
Я не знакомился детально с материалами дела «Кировлеса», равно как и с делом Ходорковского или других «священных коров» для либеральной общественности. Но этого и не нужно, чтобы понять, что в России действует весьма избирательное правосудие, где политические решения очень часты. Я думаю, что если бы при задержании Ходорковского его сторонники сумели мобилизовать и вывести на улицу десятки тысяч людей, то приговор ему был бы иным. Это всё не отменяет того факта, что среди оппозиции тоже может быть немало жуликов и воров. Периодические истории это подтверждают.
Не исключаю того, что и в деятельности Алексея Навального присутствовал определённый элемент предпринимательского риска, граничащего с манипулированием законом. Не будем забывать, что сейчас он является политиком и оппозиционером, который непонятно на какие деньги существует. А ещё некоторое время назад он поехал в Киров работать советником губернатора не для того, чтобы устраивать митинги и демонстрации, а потому что ему это было интересно с точки зрения бизнеса. Он встраивал себя в определённую структуру власти, по крайней мере, региональной. Ясно, что намерения по бизнесу в Черногории у него тоже были в тот момент, пока он строил там какие-то коммерческие планы. Вряд ли можно было прийти к власти сразу с пелёнок, кроме случаев с монархическим правлением.
- Каким вы видите дальнейшее политическое будущее Алексея Навального?
Я думаю, что политическое будущее Алексея Навального зависит не от сегодняшнего судебного решения. Это решение в какой-то степени является компромиссом, позволяющим сохранить статус-кво. Любой условный срок может перейти в реальный при нарушении осужденным условий его исполнения. Спрогнозировать ничего нельзя. Например, Навальный выедет заграницу для участия в каком-нибудь симпозиуме, а при возвращении на него наденут наручники. Для него этот приговор в некотором роде удар. Но в то же время, я думаю, что сам он лично вздохнул с большим облегчением. Мне кажется, что сегодняшний приговор является следствием определённых договоренностей между Навальным и властью. Конечно, они могут носить негласный характер и не артикулироваться. Вероятно, что как таковых переговоров, например, в результате встречи Навального с каким-нибудь Сурковым, и не было. Это просто обмен определёнными позициями, которые косвенно доносились и взвешивались. Мы, к примеру, не будем делать этого, а вы взамен чего-то другого. Это нормальная ситуация, но она не может продлиться вечно. Будущее Алексея Навального в большей степени зависит не от наличия или отсутствия у него условной судимости, а от развития общественно-политической ситуации в стране. А также оттого, насколько у него хватит мужества и способности, чтобы оставаться в тренде этого развития. Понятно, что когда происходят какие-то события, как, например, в Бирюлево, то Навальный может каким-то образом в этот процесс вклиниться. И этот процесс либо его вознесёт, как Бориса Николаевича Ельцина в своё время вознесла перестройка, либо утопит. Будущее Навального будет зависеть от того, пойдет страна по пути кризиса или стабилизации, и сумеет ли он эти процессы аккумулировать, консолидировав вокруг себя общество. Могу предположить, что существует определённый политический календарь, который всем известен. Предстоят выборы в Московскую городскую думу. Навальный будет ими заниматься. Судимость не мешает Навальному принимать участие в выборах как лидеру определённой группы людей, а не как кандидату в депутаты. Наверное, он будет заниматься выборами и пытаться наращивать своё влияние.
Что касается взаимного заявления сторон об обжаловании сегодняшнего решения, то это обычные, стандартные заявления, которые положено в таких случаях делать для того, чтобы сохранить лицо. А реально никакого пересмотра не будет. Более того, он может нарушить сформировавшийся сейчас оптимальный баланс.