Сегодня Государственная дума рассматривает сразу во втором и третьем чтениях законопроект, устанавливающий ответственность губернаторов и мэров, вплоть до отставки, за межнациональные конфликты на подведомственной им территории. Поводом для ускоренного рассмотрения этого закона стали беспорядки в районе Бирюлёво Западное.
Эту новость для информационного агентства «Засекин» прокомментировал депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев.
- В условиях построенной Владимиром Путиным за последнее десятилетие вертикали власти в России, которая проявилась, в том числе, в фактической ликвидации местного самоуправления с заменой его на государственное местное самоуправление, при котором мэры назначаются либо через институт сити-менеджеров, либо через управляемые выборы, в таких условиях подобная законодательная инициатива абсурдна. В условиях авторитарного режима, который существует в России, ответственность за всё несёт один человек – президент.
Никто из глав субъектов и тем более глав муниципалитетов не обладает властными рычагами для того, чтобы контролировать такие процессы, как какие-то межэтнические столкновения, да и вообще общественный порядок. Полиция, федеральная служба безопасности, прокуратура не подчиняются губернаторам и тем более мэрам. Всё это федеральные структуры, которые контролируются федеральными министрами. Те, в свою очередь, подчиняются президенту.
Поэтому для того, чтобы всерьёз ставить вопрос об ответственности глав регионов и муниципалитетов за происходящее на местах в сфере общественного порядка, нужно резко поменять законодательство. Не в части одного закона, который вводит ответственность глав за межнациональные и межконфессиональные конфликты на подведомственной территории. Нужно принять целый пакет законов, которые наделили бы губернаторов полномочиями согласовывать кандидатуры руководителей силовых структур на территории региона, законов, которые бы ввели муниципальную милицию, подчиняющуюся мэрам со всей своей структурой – участковыми, патрульными и так далее. Это означало бы серьёзный процесс децентрализации России, превращение её в реальную федерацию с последующим вполне возможным развалом. На самом деле этот вопрос очень непростой.
Законопроект об ответственности глав субъектов и муниципалитетов за конфликты на национальной почве не вписывается в существующую систему федеральной, региональной, местной власти. Можно бесконечно наделять губернаторов и мэров ответственностью за разные вещи. Существуют указы президента, которые вводят критерии эффективности работы глав субъектов и муниципалитетов по огромному перечню критериев. На многие из этих критериев главы напрямую не могут влиять, поскольку они либо являются предметом предпринимательского риска, коммерческих инвестиций, либо в значительной степени зависят от административной, правоохранительной, законодательной, налоговой власти, которая сейчас сконцентрирована в Москве в границах Садового кольца.
Этот закон – не более чем попытка переложить с больной головы на здоровую. Он может, конечно, работать. Но тогда будут просто назначаться козлы отпущения.
Рассмотрим ситуацию на примере. Взять можно хотя бы события в Пугачёве или недавние беспорядки в Бирюлёве. Предположим, что существует ответственность у главы субъекта и муниципалитета за то, чтобы не было конфликтов такого свойства. Какими полномочиями тогда должен обладать глава? Существует господином Путиным поддерживаемая и взращиваемая под аплодисменты господина Кадырова и всех этих кавказских ханов, а также нашей так называемой толерантной общественности миграционная политика. Она подразумевает превращение России в проходной двор с широко открытыми дверьми с фактическим курсом на замещение коренного населения мигрантами, которые могут без всяких виз по своим внутренним паспортам спокойно въезжать в Россию, которые, таким образом, могут запросто начать в любом количестве селиться на любой территории России. При этом к иностранным гражданам добавляются внутренние переселенцы из республик Северного Кавказа, которые формально являются частью Российской Федерации. Это Чечня, Дагестан, Осетия, Ингушетия. Внутренние переселенцы тоже могут в любом количестве приехать хоть в Бирюлёво, хоть в Самарскую область.
Какие у мэра города или у главы субъекта имеются полномочия для того, чтобы их не пустить? Или для того, чтобы зачистить свою территорию от мигрантов? Или для того, чтобы сказать, что на территории, к примеру, Бирюлёво будет действовать своё миграционное законодательство, которое не позволит пропускать мигрантов, потому что в таком количестве, в каком они приезжают, они нарушают существующий баланс культурных традиций, обычаев, веры, взглядов? Какие у него есть для этого полномочия? Никаких.
Что он может сделать для того, чтобы пресечь существование представителей определённых диаспор в определённых видах бизнеса? Каким образом он может отрегулировать численность и национальный состав людей, которые, допустим, торгуют на рынке или занимают места в автосервисах? Как он может сделать это, не нарушая Конституцию РФ, федеральные законы и всякие европейские хартии, международные соглашения и прочую дребедень? Да никак.
Ну, допустим, он захочет взять и провести какие-то массовые облавы в каком-то районе с целью выявления лиц, которые незаконно владеют оружием. Как он может это сделать? Может губернатор или мэр города приказать вооружённому подразделению полиции провести где-то какую-то проверку или зачистку? Не может. Они ему не подчиняются.
Хорошо. Зарезали где-то русского парня. Начинаются массовые беспорядки. Они происходят в значительной степени оттого, что, как правило, преступника не ищут, а если задерживают, то сразу отпускают, не возбуждая уголовного дела. Для того чтобы реально погасить такого рода беспорядок, нужна быстрая расправа. В прежние времена нужно было быстро человека поймать, вытащить на площадь и в присутствии всех отрубить ему голову. В нынешнее время нужно быстро возбудить уголовное дело, быстро его расследовать, должен совершиться суд, преступнику должны дать серьёзный срок, чтобы люди увидели, что он, действительно, наказан. Может ли губернатор или мэр города повлиять на следственный комитет, на прокуратуру, на судью для того, чтобы эта расправа была в глазах общественности быстрой и справедливой? Не может.
У нас вся правоохранительная система является чрезвычайно привлекательным местом работы для представителей гордых народностей. Наши вузы, в том числе и самарские, имеют чуть ли не договоры с северокавказскими республиками об обучении их студентов на наших юридических факультетах. Существует отработанный механизм занимания должностей в правоохранительных органах благодаря использованию всяческих кумовских национальных связей. Процент представителей этих диаспор в правоохранительных структурах России уже не соответствует их доле численности в общей структуре национального состава России. Он выше. Вы посмотрите, кто у нас прокуроры, кто у нас следователи, кто у нас судьи. Соответственно, правоохранительная система уже не может работать без сбоев в отношении своих соплеменников.
Допустим, сложилась такая система на территории определённого субъекта. Огромное количество мигрантов и внутренних переселенцев контролирует определённые сферы экономики. Их очень много. Они ведут себя самоуверенно, безнаказанно, провоцируют конфликты с местным населением, совершают реальные преступления – побои, грабежи, убийства, изнасилования. При этом полиция, следственный комитет, прокуратура бездействуют, потому что там существуют мощные диаспоры этих же самых национальностей, а оставшаяся часть, состоящая из русских, коррумпирована. Есть ли у губернатора или у мэра города реальная возможность вычистить силовые структуры от людей, которые не в состоянии по разным причинам навести порядок на этой территории? Какие рычаги есть у главы субъекта или муниципалитета для того, чтобы исполнять указания по недопущению межнациональных конфликтов? Никаких. Ничего он не может.
Выход из этой ситуации должен быть такой. Эта зона ответственности президента – именно он, в моём понимании, несёт ответственность за весь этот бардак, который сейчас происходит в сфере межнациональных отношений, за стратегические ошибки в выборе направления демографической, национальной, миграционной политики, за курс на уничтожение собственного государства, за предательство интересов собственного народа. Чтобы возложить эту ответственность на глав субъектов и муниципалитетов, нужно дать им соответствующие полномочия, то есть перераспределить власть по субъектам и органам местного самоуправления. Но это уже будет другая Россия, если она вообще будет.