Резонанс, вызванный скандальной налоговой проверкой ЗАО «ГК «Электрощит-ТМ Самара», докатился до прокуратуры. Однако специальное прокурорское расследование, проведённое в ответ на обращение министра промышленности Сергея Безрукова, не нашло признаков нарушения законодательства в действиях налоговиков.
Эту новость для портала Засекин.Ру прокомментировал руководитель самарского регионального отделения Фонда Кудрина по поддержке гражданских инициатив Руфиль Ибрагимов.
- Собственники любого предприятия, когда понимают, что есть допущенные с их стороны нарушения, что необходимо доплатить, к примеру, налоги, пытаются этот вопрос решить или путём переговоров, или путём доказывания налоговой службе своей правоты. Если последнее не приводит к успеху, то есть судебная плоскость, в которой предприятие пытается отсудить те или иные платежи. Когда все эти варианты не помогают, и руководство предприятия чувствует, что тут что-то другое, только тогда предприятие выводит конфликт в публичную плоскость.
Я предполагаю, что все эти варианты были каким-то образом предприняты «Электрощитом». Учитывая, что предприятие это не нищее и получает очень хорошую прибыль, руководство, я думаю, имеет все необходимые средства, чтобы погасить все налоговые недоимки, штрафы и пени, если они реально были допущены. Зачем всё это выводить в публичную плоскость, когда можно заплатить, если ты не прав и проиграл, допустим, суд, и на этом все эти процессы завершить?
Судя по тому, как развиваются события, я предполагаю, что дело «Электрощита» нечисто. Случился конфликт, он был выведен в публичную плоскость и развился, наконец, в нешуточный скандал. Уже и губернатор вмешался. Теперь и прокуратура провела проверку в ответ на обращение Безрукова.
Прокуратура не нашла нарушений в действиях налоговиков. Я так понимаю, это явилось следствием элементарной солидарности. Обычно прокуратура у нас выбирает иждивенческую позицию. Сидит и со стороны наблюдает: чья возьмёт? Победит губернатор, прокуратура, вот увидите, мгновенно отреагирует, что налоговики неправы и надо что-то делать. Если же силы, которые пытаются прибрать к рукам «Электрощит» через посредство налоговой службы, будут доминировать в этой ситуации, то прокуратура возьмёт сторону фискалов. Прокуратура всегда так поступала. Никогда она без указки сверху не работала. Разве что по мелочи. А когда речь идёт о довольно крупных экономических ресурсах и серьёзных политических силах, у прокуратуры возникает сразу чувство самосохранения. Она начинает оглядываться, выяснять, принюхиваться: откуда же всё-таки ветер дует? Поэтому она и сохраняют позицию ожидания.
Всё это грустно. Говорили, что у нас рыночная экономика. Говорили, что бизнес должен быть отделён от государства. Говорили, что всё будет хорошо. А на самом деле видите, как происходит. Вообще, налоговая служба всегда вела себя, как слон в посудной лавке.
С другой стороны, дыма без огня не бывает. Наверное, всё-таки были какие-то нарушения налогового законодательства со стороны «Электрощита». Почему они полюбовно не договорились? Это загадка. Или невозможно было договориться, или все встали в позу, или есть заказ. Я предполагаю, что всё-таки есть и то, и другое, и третье.