Губернатор Меркушкин заявил о готовности оказать «всестороннюю поддержку» компании Robert Bosch GmbH, которая планирует уже в 2015 году запустить предприятие по производству автомобильных компонентов и систем в Волжском районе. Соответствующий меморандум был подписан вчера в самарском Белом доме.

Эту новость порталу Засекин.Ру прокомментировал президент НП «Национальный институт профессиональных бухгалтеров и профессиональных экономистов» Дмитрий Яковенко.

- Волжский район является дотационным. Естественно, что создание нового современного производства и новых рабочих мест в районе можно только приветствовать.

Однако пока рано говорить о том, что завод в Волжском районе непременно появится. Потому что договор о намерениях, какой был подписан губернатором, у нас ни к чему не обязывает. Сейчас происходит очередная пенсионная реформа. Планируется определённое изменение платежей работодателя. Это может повлиять на рентабельность производства. Выводы из этого Bosсh может сделать самые неожиданные. Поэтому, конечно, есть риск, что проект не будет реализован.

А вообще было бы здорово. Компания Bosсh нам нужна. У нас же один из ведущих автомобильных кластеров. Естественно, нам нужно его развивать. Тут, понятно, встаёт вопрос: а насколько самарские предприятия готовы к конкуренции с Bosсh?

Я думаю, что Анвар Бульхин, если бы у него и сейчас была такая возможность,  был бы готов конкурировать. Или, например, покойный Игорь Швидак, бывший генеральный директор ГПЗ-9, которому, я считаю, надо памятник поставить. Я сталкивался с ГПЗ-9 в советские годы. Это было бедное, несчастное предприятие. Самые низкие социальные гарантии были именно на нём. И в какую конфетку оно превратилось в девяностые годы! А на ГПЗ-4 всё было наоборот. В советское время на предприятии были высокие стимулирующие выплаты работникам, очень хорошие условия труда. Во что сейчас превратилось это предприятие? Всё зависит от руководства.

Были руководители, которые, выступая и в роли основного собственника, и в роли менеджера, действительно создавали конкурентное производство. Они привозили из-за рубежа новые технологии или внедряли свои разработки. А вот руководство АвтоВАЗа, например, в девяностые годы ставило перед собой задачу не совершенствовать производство, а создавать условия протекционизма со стороны государства. Да, АвтоВАЗ сохранял в девяностые годы монополизм на рынке автомобильной продукции. Но с каждым годом терял конкурентоспособность и старел. Потом государство вмешалось в систему менеджмента завода. И, извините, вчерашние чиновники-временщики разграбили всё, что осталось.

Завод на самом деле сейчас нуждается в серьёзном восстановлении своих позиций на рынке. Здорово, что завод сейчас собрался выпускать Рено. Но кто будет поставлять комплектующие? А ведь они должны быть соответствующие, чтобы Рено, выпущенное в Тольятти, не отличались от Рено, выпущенного в Бухаресте. Исходя из этого, конечно, нам нужен серьёзный рынок комплектующих со здоровой конкуренцией. И если какие-то самарские предприятия потеряют рынок сбыта из-за того, что в регион вошёл Bosch, значит, у этих предприятий плохой менеджмент.

Я объясню, почему. Дело в том, что одной из серьёзных составляющих затрат предприятия являются затраты, связанные с рабочей силой, и затраты, связанные с логистикой. Если мы с вами возьмём Волжский район и город Самару, то Самара однозначно в выигрышном положении. Где легче найти квалифицированные кадры? В городе Самаре. Где проще привязаться к железнодорожной ветке, чтобы осуществлять транспортировку сырья, материалов, продукции? В городе Самаре. И любое самарское предприятие, которое считает себя конкурентом Bosch, может совершенно спокойно, если бы у его местечкового директора не было таких амбиций по сохранению собственности, предложить условия выкупа пакета акций той же компании Bosсh. И Bosсh тогда не нужно было бы строить завод с нуля на пустыре, а можно было бы просто взять производственные мощности, взять квалифицированную рабочую силу и просто завести оборудование. Это было бы на порядок дешевле. Но раз компания Bosch выбрала Волжский район, то, вероятно, личные амбиции директоров самарских предприятий пошли вразрез с деловыми интересами.