Приговор в отношении Навального и Офицерова, арестованных прямо в зале суда, вызвал отчаянный протест во многих городах России. В Самаре на согласованный с властями пикет вышло свыше 200 человек вместо заявленных 50. В Москве несанкционированный сход собрал около 20 тысяч граждан. А уже сегодня в 11.00 узники были освобождены под подписку о невыезде.
Эту новость экспертному порталу Засекин.Ру прокомментировал доктор философских наук Виталий Лехциер.
- Почему вы пошли на акцию в поддержку Алексея Навального?
- Совершенно очевидно, что перед нами очередной пример политического преследования. Причём, в данном случае, по отношению к одному из действительных лидеров оппозиционной России. Не выйти было нельзя. Пять лет реального срока даже за эту вменённую вину – это дикость. Особенно на фоне миллиардных хищений в госструктурах и отсутствия за них реальных наказаний.
Выйти нужно было ещё и потому, что это очень хороший повод собраться вместе, консолидироваться и высказаться в поддержку самого Навального. Вообще, я считаю, что Алексей Навальный – уникальная фигура в протестном спектре. Он фактически является объединяющим лидером для людей с разными убеждениями, и для либералов, и для националистов, и для левых, и для правых. У Навального был, конечно, поначалу националистический уклон. Но, как мне кажется, он давно его преодолел. Сегодня это быстро развивающийся политик европейского типа с либеральными ценностями. Причем это политик, вышедший не из партийных аппаратов, откуда у нас делегировались все другие политики. Навальный – политик именно в европейском смысле этого слова, то есть публичный политик. Кроме того, он не причастен к девяностым годам. Он изначально был гражданским активистом и занимается конкретной и полезной работой по разоблачению коррупционеров. Все его антикоррупционные проекты - это колоссальная гражданская деятельность. Поэтому он действительно мог бы стать фигурой, консолидирующей оппозиционную Россию сегодня.
Не выйти вчера, не поддержать его было бы совершенно неправильно. Я думаю, что нужна какая-то большая акция в его поддержку осенью. Независимо от того, как дальше будут развиваться события. Мне кажется, что есть шанс добиться прежнего масштаба протестных акций в стране.
- Сегодня, в срочном порядке рассмотрев обращение прокуратуры, суд освободил Навального и Офицерова под подписку о невыезде…
- Существует очень много интерпретаций действий нашей власти - Кремля, прокуратуры, суда и так далее. Эти интерпретации, как правило, представляют некую общую логику действий нашего государства. Мне кажется, что такие попытки неверны в своём основании. У нашего государства нет общей логики. Действительность не так разумна, как представляется. Действия власти – это конвульсии, судороги. Наше государство правой рукой делает одно, а левой - другое. В нём существуют конфликты интересов разных кланов. Это не то чтобы раскол элиты, как написал Пионтковский. Но, безусловно, наше государство малоуправляемое. Вчера оно одной рукой вынесло Навальному этот дикий приговор, а сегодня, другой рукой, освободило его под подписку о невыезде. Что касается этих рук, то сегодня все говорят об интересах группы Собянина и группы Бастрыкина. Может, оно и так.
Я думаю, что наше государство сегодня развивается по принципу «вызов-ответ». У него нет общей логики, нет каких-то конспирологических сценариев. Эти чиновники реагируют на вызовы, на какие-то новые явления, на людей, на акции, на слова. Это конвульсии. Мне кажется, что вчерашний арест Навального и сам этот «суд» - это симптом агонии путинского режима. Они вообще уже не понимают, что делают. Не понимают, что дышат на ладан. Мне кажется, что они даже в каком-то смысле испугались того, что переборщили. В каком-то смысле, может быть, это прозвучит парадоксально – мы одной ногой или пальцами одной ноги находимся в постпутинском мире. Хотя, конечно, царизм еще существует.