Самарские вузы не попали даже в первую тысячу общемирового рейтинга университетов. По данным общепризнанной международной аналитической группы Times Higher Education, лучшим региональным вузом является Самарский аэрокосмический университет, занимающий в мировой табели о рангах только 1840-е место.
За комментарием портал Засекин.Ру обратился к профессору, доктору социологических наук, заведующей кафедрой методологии социологических и маркетинговых исследований СамГУ Анне Готлиб.
- Вузы брошены в море рыночной экономики, хотя они и государственные, при очень маленькой государственной поддержке. На те деньги, которые университет докладывает за счёт собственных заработков, он может разве что как-нибудь выжить. Конечно, ему уже не до потрясающей техники, не до обновления своих фондов. Ясно, что на устаревшей технике мало что можно сделать. Выживание вузов, уже затянувшееся, при очень низком финансировании – это огромная проблема.
На рейтинге вузов сказывается и проблема преподавателей, кажущаяся как будто далёкой, но на самом деле являющаяся очень важной. Молодые, талантливые, способные уходят из вузов. Кто, собственно, будет делать какие-то успехи, славя свой вуз? Хотя бы писать статьи, которые будут цитировать в мире, таким образом повышая рейтинг вуза? Таких преподавателей всё меньше и меньше. Потому что вся система стимулирования преподавателей к этому, на самом деле, не располагает. Министерство образования что-то пытается сделать. Чуть ли не в январе будущего года собирается добиться повышения зарплат преподавателей. Но и это решение само по себе не кажется мне достаточно эффективным, так как эти средства отдаются как бы на откуп вузам – кто как хочет, тот так и выстраивает свои отношения с преподавателями.
Уходят талантливые преподаватели. Конечно, остаются преданные энтузиасты, которые готовы работать за копейки. Но их мало, их недостаточно.
На низком качестве образования самарских вузов сказывается и само положение вуза, когда он должен брать коммерческих студентов, чтобы выжить. Коммерческие студенты в массе своей не заинтересованы, не мотивированы, не имеют навыков обучения, не хотят учиться. Но вуз вынужден их брать, даже без собеседования или с формальным собеседованием. Потому что вуз за их счёт живёт. И понятно, что вуз должен принимать этот вал коммерческих студентов. И этот вал сказывается на качестве образования лучших. Преподавателям приходится растрачивать свои силу и энергию на тех, кто не мотивирован, не хочет обучаться, на тех, кто поступил в вуз из каких-то совершенно чуждых образованию соображений – кто-то в армию не хочет, кому-то нужен статус выпускника высшего учебного заведения, кому-то просто зачем-то нужна эта среда. Вузы не отчисляют плохих студентов – дано такое негласное правило. В противном случае вуз начал бы рубить сук, на котором сидит. Поэтому поток коммерческих студентов из года в год тянется и тянется. Понятно, что в такой разлагающей всё вокруг среде вряд ли может развиваться наука.