Тарифы на ЖКУ растут опережающими темпами. С 1 ноября стоимость теплоэнергии для большинства жителей Самары выросла на 2,5%. А депутаты Самарской гордумы просят губернатора Дмитрия Азарова увеличить коммунальные тарифы на рекордные 6,7%. На фоне падения доходов населения, рост затрат на «коммуналку» не вызывает у самарцев ничего, кроме раздражения. О ситуации с ростом тарифов «Засекин» побеседовал с соучредителем управляющей компании ООО «Приволжское ПЖРУ» Минахметом Халиулловым. 

- Вы знаете коммунальную отрасль изнутри. С чем, на ваш взгляд, связан рост тарифов на теплоснабжение?

- Представители РСО заявляют, что происходит рост тарифов на газоснабжение. Основное топливо той же Самарской ТЭЦ – природный газ. За счет газа или мазута, как резервного топлива, поставщики ресурса отапливают свои станции и поставляют населению тепло и горячую воду. И энергоносители, и теплоносители дорожают. У АО ПТС, к тому же, есть договорные обязательства с поставщиками воды - компанией «Самарские коммунальные системы». Ведь тепловикам необходимы не только лимиты на газ, но и большие объемы воды. А СКС тоже подняли свои тарифы. То есть, рост тарифов – это результат сложной цепочки договорных взаимоотношений и удорожания всех, скажем так, «ингредиентов».

- Как бы вы оценили подготовку Самары к отопительному сезону и, в частности, работу «ПТС» по капитальном ремонту теплосетей?

- На мой взгляд, работы по ремонту тепловых сетей летом велись в недостаточном объеме. Сейчас же, с наступлением осени и стартом отопительного сезона, начался какой-то вал аварийных работ на сетях. Видимо, после запуска тепла ресурсники дали давление и на многих участках теплосетей произошел гидроудар – трубы попросту начали рваться. С началом осени, жители наверняка замечали в городе, как на многих участках парила ливневая канализация. Это говорит о том, что у «ПТС» на сегодняшний день, к сожалению, нет возможности проведения того объема работ, который соответствовал бы протяженности всего трубопровода теплоснабжения. А измеряется она, наверное, десятками тысяч километров. Если бы у нас была планово-предупредительная работа в виде капитального ремонта сетей и нормальный график проведения работ, то ситуация с теплоснабжением была бы иной. Но пока этого, к сожалению, не происходит. Насколько можно судить, с началом отопительного сезона АО «ПТС» проводит в основном аварийные работы: запарила где-то труба – аварийная бригада выехала на место и заменила не большой участок теплотрассы. Но при таком подходе трубопровод превращается в эдакий дуршлаг, а дальше все знают: где тонко, там и рвется.

- Возникает логичный вопрос: не проще ли структурам ПТС проводить капитальную замену всего участка теплопровода?

- Конечно, при капитальной реконструкции сетей будут снижаться тепловые потери и будет понятно, что в ближайшие, скажем, 10-15 лет этот участок трубопровода уже не будет нуждаться в аварийном ремонте. Сегодня же значительный процент этих тепловых потерь поставщики, скорее всего, списывают на конечного потребителя и управляющие компании, выставляя в их адрес счета за так называемые места общего пользования. Поставщики ресурса сейчас могут позволить себе такую роскошь, как теплопотери. Мы же, как управляющая компания, такую роскошь позволить не можем.

Мы не можем допустить, чтобы в обслуживаемых нами домах затапливало подвальные или цокольные помещения в связи с порывом внутридомовых сетей – затопление может привести к разрушению фундамента, образованию трещин и т.д. Поэтому нормальная управляющая компания следит, чтобы все сети водоснабжения, теплоснабжения были цельными, отремонтированными. А в случае с «ПТС» ситуация такова, что тепловые сети, к сожалению, перед началом отопительного сезона не в полном объеме производят свои работы, связанные с опрессовкой. Как итог: при запуске тепла происходит гидроудар, трубы рвутся и, как следствие, происходит потеря теплоносителя. Эту утечку они частично списывают на свои расходы, а частично – пытаются компенсировать за счет жителей и управляющих компаний. Это показатель того, насколько расточительно РСО относятся к ресурсам, потреблению тех же газа или воды.

Ключевой момент, который им неплохо было бы понять в том, что ресурсоснабжающие организации должны работать вместе, сообща и с управляющими компаниями, и с органами местного самоуправления. Только благодаря такому взаимодействию мы сможем оказывать жителям качественные жилищно-коммунальные услуги.