Совокупный долг футбольного клуба «Крылья Советов», подавляющая часть которого образовалась в результате «спонсорства» ГК «Ростехнологии» под патронажем экс-губернатора Владимира Артякова, превышает два миллиарда рублей.
Результаты аудиторской проверки ЗАО ПФК «Крылья Советов» в эфире радио «Эхо Москвы в Самаре» прокомментировала министр имущественных отношений правительства Самарской области Юлия Степнова.
- Пакет акций 73,81%, состоящий из 62 акций, был куплен за шесть тысяч двести рублей по номинальной стоимости. Казна не может напрямую владеть акциями, поэтому контрольный пакет акций «Крыльев» сейчас принадлежит одному из ГУПов правительства области – ГУП «ЭКСОН». А по сути, области. Мы реструктурируем деятельность этого ГУПа. Сейчас у него в активе, в основном, объекты имущества. Теперь он будет заниматься работой с ценными активами.
Покупка «Крыльев» - это лишь узаконивание владения. Область достаточно долгое время, и это все знают, всё равно финансировала «Крылья». Это как платить аренду квартиры вместо ипотеки. Область всё равно тратит, но теперь, по крайней мере, за своё.
Область финансировала клуб в форме субсидий много лет. Речь идёт о серьёзных суммах, о сотнях миллионов рублей. Но раньше это делалось без возможности контролировать. Сейчас мы имеет возможность отслеживать всю цепочку расходования этих денег и, в конечном итоге, спросить, как они были потрачены.
Я искренне считаю, что когда клубом владеет государство – это не очень правильно. Но мы понимаем, что для «Крыльев» - это временная мера. Не знаю, как долго это продержится. Это серьёзная нагрузка на бюджет, и мы будем искать якорного спонсора. Но пока мы не наведём порядок, пока команда не будет, действительно, той командой, которая нужна Самарской области, я думаю, контроль необходим.
- Когда вы докупите оставшиеся у Андрея Пашкова акции клуба? Вы планируете купить акции также по номинальной стоимости?
- Да, я думаю, по номинальной. Все 100% акций пока не были приобретены, потому что оставшийся пакет 26,19% акций находится в доверительном управлении сроком на год. Как только договор доверительного управления закончится, мы выкупим оставшиеся акции.
- Каков совокупный долг «Крыльев»?
- Одну цифру я не могу сказать. Долги у «Крыльев» разные. Есть задолженность перед банком, и она исчисляется миллиардами рублей. Есть миллиардный долг в банк и набежавших процентов ещё примерно столько же. У «Крыльев» есть огромные долги перед областью как раз за финансирование. Есть долги перед инвесторами. И так далее. То есть совокупно задолженность «Крыльев» составляет свыше двух миллиардов рублей. Это по самым скромным подсчётам.
- Как область себе может позволить уйти в минус сразу на два миллиарда рублей?
- Эти крики на тему «как власть может себе позволить»… Лучше спрашивать, как мы могли позволить себе заложить имущество области, многострадальный Дом промышленности, по поводу которого столько кричат, за долги третьего лица. Раньше область не владела клубом, а за его задолженность заложен актив области – вот это вопрос.
Сейчас мы и этот узел разрубим. Мы с банком работаем очень конструктивно. У нас есть инвестор, который реконструирует Дом промышленности. Мы занимаемся это проблемой.
Для меня, как для имущественника, актив «Крылья Советов» - это большая головная боль. Для нашего министра спорта актив «Крылья Советов» - это тоже головная боль. Правда, другая. Она не связана с долгами клуба, она связана с балансированием на грани.
Мы уже обсуждали, что нам нужен клуб, что такой регион, как Самарская область, особенно в преддверии проведения чемпионата мира по футболу, не имеет права владеть плохой командой или не иметь команды вообще.
- За два миллиарда можно было купить хорошую.
- Двух миллиардов нет. Они потрачены. Сейчас мы разрубаем долги, пытаемся делать так, чтобы нам эти долги все возможные кредиторы простили. Мы никому «живых» денег за «Крылья» не платим.
- И не планируете платить «живые» деньги даже «НОВИКОМБАНКу»?
- С «НОВИКОМБАНКом» есть схема с привлечением инвестора, с привлечением нашего актива. Это схема расхода, когда мы не платим «живых» денег. В принципе, мы никого никогда не обманываем. Просто одно дело – заплатить наличные из кармана, а другое – отдать неликвидный актив. Людям должно быть понятно: мы никого не пытаемся обмануть. Более того, обмануть банк и сказать, что, извините, это было незаконно, и мы не имели права закладывать за долги «Крыльев» этот актив, и разорвать этот договор – это было простое решение, но неправильное, потому что обманывать нехорошо в принципе.
- Вы планируете передать клуб якорному спонсору, оставляя за собой «золотую акцию»?
- Решать судьбу «Крыльев» будет губернатор и министерство спорта. Министерство имущественных отношений в данном случае выступает владельцем и своего рода охранником. Наша задача сделать так, чтобы клуб не растащили по кускам. Я думаю, что рано или поздно в силу ряда изменений в федеральных нормах в части владения спортивными клубами мы всё равно будем вынуждены уходить в режим частичного владения клубом. Например, через «золотую акцию». «Золотая акция» – это достаточно старый механизм, но почему-то в Самарской области он особо никогда не пользовался популярностью. «Золотая акция» даёт возможность контроля без участия в капитале. Собственно, это нам и нужно. Мы должны иметь возможность смотреть, что происходит с клубом, а финансировать мы не очень хотим. Но пока это не обсуждается, потому что сейчас наша задача клуб «вытащить».