Вице-спикер Госдумы депутат фракции «Единая Россия» Сергей Железняк предложил ввести уголовную ответственность за «реабилитацию нацизма, оправдание фашизма и попытки пересмотра итогов Второй мировой войны». Поводом к этому, по его словам, стали интернет-публикации представителей несистемной оппозиции, якобы оскорбляющие ветеранов, а на самом деле обвиняющих действующую власть в самопиаре на Великой Победе, сомневающихся в целесообразности помпезных мероприятий и настаивающих на сходстве сталинизма и фашизма.

Эту новость порталу Засекин.Ру прокомментировал депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев.

- Проблема пропаганды фашизма юридически уже урегулирована в уголовном праве. И дополнительной юридической нагрузки, на мой взгляд, это законопроект не несёт, он носит скорее имиджевый характер.

- Железняк огласил такое новшество, как запрет на попытки пересмотра итогов Второй мировой войны…

- Итоги Второй мировой войны уже пересмотрены в факте объединения Германии, в факте того, что рухнул блок Варшавского договора и так далее. Я не знаю, что ещё можно пересмотреть. Я с большим сомнением ношусь к законопроектам «Единой России», который носят имиджевый характер. Они хотят выглядеть святее папы римского и в некоторых моментах берут на себя инициативы, которые были бы естественнее, если бы исходили от партии КПРФ, которая является наследницей КПСС, и вклад коммунистов в 9 мая наиболее ощутим. Тем ни менее, КПРФ на празднике 9 мая почему-то не пиарится, а «Единая Россия» вовсю. Вспомним, как «Единая Россия» в прошлом году превратила парад 7 ноября в свой пропагандистский инструмент. Этот законопроект из той же серии.

Я разделяю идеологию, которая формально звучит в инициативе Железняка. Я тоже против пропаганды фашизма, против пересмотра итогов Второй мировой войны. И спорить по существу с этой законодательной инициативой достаточно тяжело, потому что получается, что ты споришь с этими позициями. Ты против законопроекта, значит, ты за пропаганду фашизма. И в этом содержится двойное дно железняковской инициативы.

Я не стал бы говорить, что оппозиция в своей критике парадов или в высказываниях о той цене, которую заплатил наш народ за победу, выступает как некая единая сила, находящаяся на стороне зла. Оппозиция разная.

- Критические высказывания, связанные со Второй мировой войной и Днём Победы, которые можно услышать от представителей оппозиции, на ваш взгляд, достойны уголовного наказания?

- Смотря, какие высказывания. Если это тост за Холокост, то, наверное, да. Но и в «Единой России» не меньшее, а может, и большее число мерзавцев, которые периодически допускают неоднозначные высказывания. Если речь идёт о ситуации, когда кому-то позволительно плеваться в нашу историю и вести  перепрограммирование российского мировоззрения, ценностей, это, действительно, опасно.

- Некоторые эксперты говорят о том, что основная цель законопроекта – представить оппозицию как аморальную, антироссийскую. Вы с этим согласны?

- Наверное, у власти есть такая цель, и, к сожалению, оппозиция многое делает, чтобы идти в том направлении, к которому её подталкивают. Есть несколько имиджевых ловушек, которые были расставлены командой нашего президента и «Единой России». Они противопоставляют электорат, который голосует за Путина, электорату, который выступает против него, по таким признакам, что здесь труженики, а там трутни, здесь «щит страны», промышленники, а там белые воротнички и норковые шубы. В каком-то плане эта пропаганда преуспела, она привела к ряду ошибок, которые совершила оппозиция.

Она бывает крайне неразборчивой. Мы видим, что некоторые её представители выглядят как карикатура. Они дискредитируют саму идею оппозиции как альтернативы действующей власти. Из оппозиции лепят образ русофобской, антигосударственной группы людей, связанных с западными спецслужбами. Так власть формирует образ оппозиции как предателей Родины. Можно предположить, что оппозицию сейчас будут искусственно притягивать к тому, к чему она отношения не имеет. В том числе и к теме оправдания фашизма.