В стране и мире продолжается успешная кампания по дискредитации областной столицы и лично Дмитрия Азарова, инспирированная, как полагают мэр и его советники, «недругами Самары». Так, 28 апреля, огромная яма, наполненная горячей водой, целиком поглотила автомобиль LADA Kalina возле дома №208 по проспекту имени Кирова. Участок дороги, на котором произошла авария, только накануне, то есть в субботу, был окончательно заасфальтирован после ремонта. Но уже утром в воскресенье на этом же месте внезапно образовался впечатляющий котлован размером 6 метров в ширину, 12 метров в длину и около 3 метров в глубину.
Эту новость для портала Засекин.Ру прокомментировал эколог, кандидат биологических наук, член Общественной палаты Российской Федерации Сергей Симак.
- Почему за всеми этими уже бесчисленными провалами, порывами не следуют публичные извинения первых лиц города и области перед горожанами?
- К сожалению, у наших властей в принципе не принято по-честному разговаривать с людьми. Тем более приносить им извинения. Я подчёркиваю: по-честному. То есть не для вида, не для пиара.
- Действительно ли постоянные провалы неизбежны из-за того, что город стоит на карстовых породах?
- Самара на самом деле стоит на карбонадных породах, которые подвержены карсту. Поэтому вероятность того, что будут происходить какие-либо провалы, всегда останется. Но такая вероятность может быть минимизирована за счёт нормальной инфраструктуры, за счёт полноценных коммуникаций, в том числе водопроводных, которые в Самаре находятся в крайне изношенном состоянии. Как и много другое. Как и дороги, как и жилой фонд. К сожалению, сегодня сложно назвать сферу, которая в Самаре находится в состоянии хотя бы удовлетворительном.
Аварии на водопроводных сетях неизбежно приводят к быстрому росту карстовых явлений. Такая авария может произойти где угодно – весь город испещрён такими коммуникациями. Где-то они подтекают, где-то их прорывает. Причём подтекающие слегка трубы ничуть не менее опасны. Потому что карст растёт медленно и остаётся долгое время необнаруженным до того дня, когда происходит обрушение.
Ладно, что пока проваливаются только автомобили, хотя и это очень опасно. Ведь будут рушиться дома. Это неизбежно при сохранении существующей тенденции. Особенно высок риск таких происшествий на волжском склоне, где за последние годы понастроили очень много всего. Склон варварски вырублен и застроен. Во многих случаях это происходит без нормальной инженерной проработки. Интенсивно идут процессы засыпки оврагов. Всё это происходит и незаконно, и узаконено. Дело в том, что овраги – это природная дренажная система, по которой в течение десятков тысяч лет вода с той территории, где находится сегодня наш город, спускалась и уходила в реку Волгу и в реку Самарку. Овраги можно засыпать, но вода свой путь найдёт, что неизбежно приведёт к подмыву фундаментов домов.
К тому, что происходит на волжском склоне, именно в связи с возможным карстовым образованием и разрушением склона мы уже много лет пытаемся привлечь внимание и руководства города, и Ростехнадзора, и Росприроднадзора, и прокуратуры. Но пока ничего не происходит. Точнее происходит: активно продолжается засыпка и застройка.
Если говорить обо всей территории города, то в Самаре необходимо провести ревизию всех коммуникаций. Их нужно перекладывать, и перекладывать добротно, не халтуря. Я бы предложил одновременно подумать об использовании потенциального подземного пространства для автомобильных парковок. Потому что мест для парковки, особенно в старой части Самары, очень не хватает. Впрочем, это уже другая проблема.
Если тенденция сохранится, если продолжат класть асфальт, потом ломать из-за порыва и снова класть, устранив неполадку постольку-поскольку, то Самара рано или поздно дойдёт до критической точки, до катастрофы. К сожалению, причину этой пагубной тенденции сложно устранить – у нас не дороги и коммуникации строят, а деньги осваивают. Строительство дешёвых, низкокачественных дорог –прекрасный способ осваивания денег. Если делать нормально, на тридцать-сорок лет вперёд, в конечном счёте это выйдет дешевле.