В Госдуме РФ рассматривают законопроект № 792837-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительной ответственности должностных лиц, лиц занимающих государственные должности Российской Федерации или государственные должности субъекта Российской Федерации, а равно главы органа местного самоуправления», больше известный как «Закон о хамстве чиновников». Его внес на рассмотрение нижней палаты российского парламента депутат от ЛДПР Александр Старовойтов.

Законопроект предполагает солидные штрафы для чиновников и других должностных лиц, допустивших оскорбительные высказывания в адрес граждан, особенно публичные и с использованием СМИ. Должностное лицо, оскорбившее кого-то, будучи при исполнении должностных обязанностей, может сразу готовить полмиллиона рублей.

Но это только если парламент поддержит инициативу, а президент подпишет закон. А это, по мнению кандидата юридических наук, доцента кафедры государственного и административного права Владислава Волкова, маловероятно.

— Главная проблема всего этого в том, что закон, с моей точки зрения, принят не будет, поскольку он и вносился не для того, чтобы быть принятым. Ведь всегда нужно обращать внимание на интерес, который стоит за законопроектом. На мой взгляд, здесь закон чисто пропагандистский, чтобы символически восстановить баланс. Ну и наверняка пиар того, кто инициировал этот проект, — излагает свою точку зрения собеседник «Засекина».

Однако вообще, с точки зрения г-на Волкова, закон интересный, хотя и непрактичный. Эксперт пояснил «Засекину», о каком балансе он говорил выше.

— Дело в том, что он продолжает традицию ужесточения наказания за слова. Она проявилась в недавно принятом законе о неуважении к власти. А здесь аналогичный акт, только направленный на восстановление баланса, то есть на привлечение к ответственности должностных лиц. Сам по себе подход такой — привлечение к ответственности за слова или, как это еще называется, за мыслепреступления, не совсем отвечает целям права. Потому что право довольно неэффективно работает в современных информационных отношениях. По сути это информационное нарушение, то есть распространение информации, оскорбляющей кого-то, во-первых. А во-вторых, надо понимать, что нынешнее регулирование такого рода работает крайне избирательно. Это минусы. Но есть и плюсы, по аналогии с законом о неуважении к власти. Он выступил таким индикатором. Если бы не он, мы бы ни за что не узнали о случаях выражений мнений о властях, за которые по этому закону кого-то привлекли к ответственности, — полагает г-н Волков.