Судья Конституционного суда Константин Арановский немало удивил общественность и возмутил депутатов Госдумы неоднозначным комментарием к решению по делу о компенсации утерянного жилья детям жертв политических репрессий СССР. 

Г-н Арановский заявил, что Россия не должна быть правопреемником СССР в отношении вины перед неправомерно репрессированными гражданами. 

— Переместить вину, тем более столь безмерную и непростительную, с одного субъекта на другой нельзя, как меняют лиц в договорных, например, обязательствах или членство в Совете безопасности ООН. Само время необратимостью своей мешает здесь правопреемству: деликт — это не соглашение на будущее и не решение на перспективу в договорной, корпоративной или законодательной дискреции. Это собственно причиненный вред, виновный и необратимый как все, что случилось в прошлом. — рассуждает судья. 

Г-н Анрановский допускает, что при трансформации публичных образований, включая государства, правопреемство в правоотношениях из причинения вреда допустимо, но считает, что СССР и современная Россия настолько отличаются друг от друга, что переход вины теряет всякие этико-юридические и политико-правовые основания. 

Следуя логике судьи, современная Россия попросту ничем не обязана жертвам советского режима. Правда, он оговорился, что «восстанавливать справедливость можно не только по вине, но и просто ради права с верой в правду, из положительной ответственности и по милосердию». Однако это, пожалуй, только добавляет сомнительности высказыванию, поскольку может быть расценено как попытка вообще вывести вопрос компенсации ущерба жертвам репрессий из правового поля. 

Как уже было сказано выше, депутаты Госдумы, к их чести, не оценили «красноречие» судьи. Некоторые народные избранники справедливо заметили, что г-н Арановский перепутал правопреемство с преемственностью политического режима, что крайне странно, поскольку это основы юриспруденции.