Заявление лидера Коммунистической партии РФ Геннадия Зюганова о том, что фракция не возражает против упоминания бога в Конституции, породило широкий общественный резонанс и множество споров как между членами самой партии, так и среди россиян, не имеющих отношения к КПРФ. 

Внешне высказывание лидера КПРФ, несмотря на его пояснения о близости Нагорной проповеди и морального кодекса строителя коммунизма, и еще ряд сходств коммунистической идеологии и Библии, выглядит отрицанием одного из основных постулатовы коммунизма. Как мы помним, Карл Маркс и Владимир Ленин высказывались однозначно. Карл Маркс: «Религия — это воздух угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа». Владимир Ленин: «Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь». 

Можно подумать, что, отметая убеждения основателей идеологии и партии, лидер КПРФ превращает коммунизм из настоящей идеологии в бренд, за которым уже ничего настоящего нет. Однако депутат Самарской губернской думы от КПРФ Михаил Матвеев считает, что на самом деле все гораздо сложнее, чем может показаться. 

— Моя версия причин, по которым Зюганов высказался таким образом: во-первых, он этим посылает определенные политические сигналы, расширяя таким образом пул избирателей, готовых голосовать за КПРФ. А во-вторых, тем самым он корректирует, скажем так, образ партии. Я не думаю, что эта корректировка полностью отвергает принципы Марксизма-Ленинизма — рассуждает депутат. 

Г-н Матвеев призвал рассматривать вопрос в исторической ретроспективе и напомнил, что противостояние между КПСС и церковью было непримиримо в основном в первые годы советской власти. 

— Была практика, в основном большевистская, которая носила характер противостояния и довольно жестокого отношения к религии и священникам. И есть последующее развитие этой практики. Например, действия Сталина по восстановлению патриаршества и открытия церквей, совершенно не характерные для того времени облеты Москвы на самолете с иконой Казанской божьей матери, восстановление орденов Александра Невского и Дмитрия Донского в качестве советских воинских наград и далее, развитие отношений между церковью и государством, в ходе которого в 1988 году стало возможным празднование 1000-летия крещения Руси на государственном уровне, — полагает политик. 

По мнению г-на Матвеева, этот процесс нельзя рассматривать в контексте 1920-х годов, когда фактическим руководителем партии был Лев Троцкий с присущей ему ненавистью к христианству. 

— Нельзя выхватывать какую-то цитату из Ленина времен Гражданской войны и тыкать ей Геннадия Андреевича Зюганова, который живет в XXI веке и на многие вещи смотрит глазами современного человека. Все здесь, на мой взгляд, носит характер определенного политического месседжа, в котором он пытается каким-то образом смягчить имидж партии в глазах верующих людей. На мой взгляд, действует он вполне нормально, — подытожил собеседник.