Вместе со многими другими представителями кабинета министров в отставку ушел и министр культуры Владимир Мединский. Однако, уходя, он оставил наказ: первые две недели мая освободить российские кинотеатры и телевидение для отечественной кинопродукции. 

В свете неоднократно имевших место инициатив минкульта по ограничению показа зарубежных фильмов в России это уже не удивляет.

Можно скзать, что наказ Мединского – это продолжение тенденции государственного протекционизма в пользу российского кино. 
Об этом «Засекин» побеседовал с режиссером-документалистом Григорием Гришиным. 

– Если говорить о производителях массового кино, рассчитанного на конкуренцию с голливудской продукцией, то протекционизм несомненно принесет им пользу. А если говорить о каких-то творческих вещах, о кино как искусстве, то в таком случае это будет несомненный вред. Это путь в никуда, потому что эта гонка за улучшением показателей приведет к оттоку людей от кинотеатров. Если там не будет фильмов, которые люди хотят смотреть, они их будут смотреть в интернете, вот и все, — рассуждает эксперт. 

Есть мнение, что протекционизм может повлиять и на качество российского кинопродукта, который, если уж говорить критически, и так крайне редко выдает что-то действительно достойное. И то в основном в сфере авторского кино. 

Собеседник «Засекина» вполне согласен с этим тезисом. 

– Для индустрии это будет вредно. Не надо будет развиваться. Ограничение конкуренции действует во всех сферах экономики одинаково: если нет реальной конкуренции – качество падает. Это касается хоть машиностроения, хоть бытовых услуг, и то же самое может произойти и с массовым кино. 

При этом, по мнению г-на Гришина, есть еще один аспект, который может свести государственное покровительство на нет. Времена поменялись, и кинопрокатом сейчас занимаются не госудраственные учреждения, а частные конторы. 

– Ограничение, запрещение зарубежного кино бьет по кинопрокатчикам. Они не пускают в прокат американские (преимущественно) фильмы, которые дают основные сборы. Это такая мазохистская на самом деле история, которая, я думаю, должна скоро закончиться. Потому что не могут люди, которые занимаются бизнесом, заниматься им себе во вред. Это противоречит самой сути частного предпринимательства. По идее прокатчикам все равно на чем делать деньги – хоть это новый «марвеловский» фильм, хоть это новый фильм Федора Бондарчука. Но фильм Марвел принесет им пять миллиардов рублей, а фильм Бондарчука 200 миллионов. То есть министерство культуры, ограничивая прокат западных фильмов, заставляет их нести убытки. Долго это не продержится. Здравый смысл и корыстолюбие побеждают обычно весь этот дутый патриотизм и идеологию. Потому что если дальше в этом упорствовать – люди просто перестанут ходить в кинотеатры, просто станут использовать онлайн-платформы, – подытожил режиссер. 

Пожалуй, это тот редкий случай, когда корыстолюбие и, соответственно, желание продавать «западное», более востребованное, в каком-то смысле пойдет на пользу искусству. Если, конечно, власть не пойдет дальше с идеей укрупнения, которая уже «подарила» нам регоператоров по обращению с мусором и Самарский университет имени Королева, и не начнет выкупать частные кинопрокатные фирмы, превращая их в общероссийский МУП или ГУП. Но пока можно еще надеяться, что такого не произойдет.