Законопроект, наделяющий руководителей колоний и СИЗО и территориальных органов ФСИН правом требовать от операторов мобильной связи блокировать сим-карты, обнаруженные в местах лишения свободы, вроде бы придуман для более четкого соблюдения внутреннего распорядка. Депутаты Госдумы Павел Крашенинников, Василий Пискарев и Александр Хинштейн в пояснительной записке говорят о том, что несмотря на все старания сотрудников СИЗО и колоний, сим-карты передают заключенным, причем даже с помощью дронов и арбалетов. 

Адвокат Андрей Соколов, с которым «Засекин» побеседовал о новом законопроекте, настроен весьма критично. 

— В современной российской реальности наделение должностных лиц полномочиями запрещать ведет к бесконтрольному нарушению прав граждан, и не важно, является ли содержащийся под стражей политзаключенным или привлекается за иные преступления. Все, что сегодня творится в местах лишения свободы, случается по причине отсутствия надлежащего контроля. Да и нет в России государственного или общественного органа, который мог бы принципиально следовать линии закона и добиваться защиты прав лиц, содержащихся в учреждениях ФСИН. К тому же, именно сотрудники учреждений являются основными виновниками доставки мобильных телефонов и сим-карт в места лишения свободы, а вовсе не мифические дроны и арбалеты. – аргументирует свою точку зрения г-н Соколов. 

Кроме этого, эксперт сразу указал на существенные недоработки законопроекта – во-первых, по мнению адвоката, документ во многом дублирует действующие нормы законодательства и нормативных актов, а во-вторых, депутаты забыли про изоляторы временного содержания (ИВС), в которых так же содержатся осужденные и следственно-арестованные, и задает справедливый вопрос, как быть с ними? 

Далее г-н Соколов справедливо указывает на отсутствие в предложенной законопроектом системе оптимальности. 

— Со одной стороны, выстраивается дополнительная вертикаль – начальник учреждения обращается к начальнику территориального органа ФСИН, затем тот обращается к оператору связи с просьбой прекратить предоставление услуги связи. С другой стороны, операторы связи обязуются оказывать некое содействие прямо администрациям учреждений ФСИН. Зачем же такая длинная и противоречивая вереница действий, которая традиционно породит в России к злоупотреблениям? 
Наконец, если речь идет о лишении права на услугу связи, то что мешает администрации учреждения ФСИН самостоятельно обратиться в суд с указанным требованием, минуя начальника территориального органа? Это оптимизирует сроки и установит персональную ответственность за возможные злоупотребления. – поясняет эксперт.