Позавчера вечером общественный деятель и глава Фонда борьбы с коррупцией [Включен(а/о) в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации][Признан(а/о) экстремистской на территории РФ и запрещен(а/о)]* (*внесен Минюстом в реестр иноагентов в 2019 году)  Алексей Навальный опубликовал в Твиттере первое сообщение об исчезновении менеджера проектов ФБК Руслана Шаведдинова. [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов] 

После этого прояснились некоторые подробности. Появилось видео, где Руслана выводят из дома сотрудники полиции и военные, а потом сажают в машину, которую не получается однозначно назвать ни военной, ни полицейской. История начала обрастать подробностями.

Появились фотографии разгромленной квартиры, выломанной двери, сообщения, что оператор связи по требованию правоохранителей заблокировал сим-карту Руслана. Сразу несколько человек заявили, что из квартиры пропал телевизор, а потом – что Шаведдинова посадили в самолет и увезли «куда-то в Архангельск», якобы в армию.

Предположение о том, что Руслана могли забрать в армию, основано на том, что молодой человек через суд обжаловал свой призыв. В удовлетворении было отказано, дело пошло в апелляционную инстанцию, апелляция тоже не была удовлетворена, это подтверждается материалами на сайте официального сайта судов общей юрисдикции Москвы, однако ни в одном из материалов не стоит отметка о том, что приговор вступил в законную силу. Собственно, и не успел бы, потому что рассмотрение апелляции было завершено только 23 декабря. 

В этой истории очень противоречиво и неоднозначно всё. Неоднозначность ситуации отметил и адвокат Марат Мухтаров, с которым «Засекин» побеседовал об этом резонансном событии. 

— Информации очень мало. Если это был обыск, при условии, что он должным образом санкционирован, и он не открывал дверь, то вскрытие жилого помещения законно. То, что его увезли – зависит от его процессуального статуса. Возможно, его там же и задержали. Практика бывает такая: производится обыск, правоохранители в принудительном порядке просят проехать с ними, независимо от статуса: свидетель он или подозреваемый. Обычно люди не сопротивляются, так как у нас сопротивление сотрудникам чревато. Потом все едут в правоохранительные органы и зачастую бывает так, что человек находится в неопределенном статусе в здании правоохранительных органов под присмотром оперативных сотрудников, может даже сутки, его не оформляют как положено, то есть процессуально не задерживают, и он там находится. То есть его де-юре не задерживают, де-факто не отпускают. Но так или иначе – задержание может оказаться вполне законным – пояснил адвокат. 

Незаконным г-н Мухтаров назвал только лишение Руслана Шаведдинова возможности дать о себе знать и блокировку связи. По его словам, задержанный в любом случае имеет право дать близким знать, где он находится. 

Самое интересное, что после всего этого депутат Московской городской думы Елена Шувалова пишет обращение председателю федерального Следственного комитета, в котором ясно сказано, что место нахождения Руслана никому неизвестно. И через некоторое время снова Навальный пишет, что Шаведдинов находится на архипелаге Новая Земля. 

«Засекин» будет следить за развитием событий.