21 марта в рамках проекта «Собственное зрение» портала Засекин.Ру и киноклуба «Ракурс» в Самару с премьерой фильма «За Маркса...» приезжает режиссёр Светлана Баскова. В этом году «За Маркса...» стал единственным российским фильмом, представленным на Берлинском кинофестивале, и сделал Светлану Баскову, по сути, первым альтернативным режиссёром, добившимся интереса массовой аудитории.
Фильм «За Маркса...» называют «новым левым кино». Экспертный портал Засекин.Ру обсудил состояние левого искусства в России с доктором филологических наук, профессором Ириной Саморуковой.
- Говорить о существовании левого искусства в России всерьёз невозможно. Потому что речь идёт только о каких-то локальных сообществах, экспериментальных практиках. Всё это выглядит как личные поиски интеллектуалов, им хочется найти некий новый язык описания и преобразования реальности. Но я бы не говорила, что это левое искусство для широких народных масс. У нас вообще его никогда не было. Левое искусство зарождалось в 20-е годы прошлого столетия, оно самозаявляло себя, но оно тоже было очень сомнительно левым, потому что уже тогда было при власти, делалось руками интеллектуалов, элит. А народное искусство – это городской фольклор, постфольклор.
- Разве левое искусство обязательно должно быть народным?
- Нет, но оно должно быть социально эффективным. А здесь говорить о социальной эффективности не приходится. Левое искусство, условно говоря, должно звать на подвиг массы. Посмотрим фильм «За Маркса», может быть, он покажет, что такое происходит, и я ошибаюсь.