21 марта в рамках проекта «Собственное зрение» портала Засекин.Ру и киноклуба «Ракурс» в Самару с премьерой фильма «За Маркса...» приезжает режиссёр Светлана Баскова. В этом году «За Маркса...» стал единственным российским фильмом, представленным на Берлинском кинофестивале, и сделал Светлану Баскову, по сути, первым альтернативным режиссёром, добившимся интереса массовой аудитории.

Эту новость экспертному порталу Засекин.Ру прокомментировал киновед Валерий Бондаренко.

- Само существование фильма «За Маркса...» является событием. Его показали на фестивале «Кинотавр» в мае прошлого года, где начался какой-то шум, сопровождающий фильм вплоть до сегодняшнего дня, до показа на Берлинском кинофестивале. Не думаю, что это работа какой-то филигранной  кинематографической каллиграфии, но это и не нужно. Это кино с нервом, кино дискуссионное, в хорошем смысле этого слова. И сама Светлана Баскова, судя по всему, персонаж очень любопытный. Ведь она же герой Интернета, потому что многие знают о современном российском кино по её фильму «Зелёный слоник», который они видели на YouTube, и для них российское кино – это и есть «Зелёный слоник». Путешествие в Самару такого популярного персонажа – это важное событие.

- Фильм относят к «новому левому кино». Есть ли в России сегодня «левое кино», и в каком состоянии оно находится?

- В России сейчас вообще ничего нет, ни «левого кино», ни правого кино. В России есть отдельные режиссёры и отдельные фильмы. В истории кино есть такие явления как, например, «левое кино» Италии 60-х годов. Это, действительно, было явление, где были десятки имён мирового уровня. И левое движение тогда было невероятно мощным в Европе.

Я думаю, что «левое кино», может быть, существует, но не доходит до широкого зрителя. Потому что сейчас режиссёры часто снимают фильмы, которые смотрят 20-30-100 человек.  Может быть, на таком уровне «левое кино» существует, но его так очень трудно отслеживать. Хотя у нас левые идеи как-то стихийно растворены в русской жизни. Но как идеи, которые работают в политическом пространстве, я не вижу, чтобы они были популярны. Хотя, казалось бы, всё этому способствует.